Стратегия блога

Стратегия блога 1. Вернуть христианству позитивный образ. Отделить от Учения Христа то, что принесло законничество и конфессионные вероучения. Учение Христа вместо религиозности. 2. Показать тотальное действие Бога через социальные законы, действующие в обществе. Учение Христа вопреки эволюции и материализму. 3. Продвинуть идею автономных общин. Вопреки организованным конфессиям. 4. Показать Библию как источник ответов на сложные житейские вопросы. Вопреки внутриконфессионному законничеству. 5. Вернуть людям этическую систему Христа. Вопреки секулярным этическим кодексам.

Последствия грехов родителей - страдания детей

Вина отцов в детях

Многие люди имеют личный опыт, свидетельствующий, что дети страдают из-за греха родителей. Замечают это даже те, кто далек от Бога. Об этом прямо говорит Библия. Тем не менее, идея о том, что Бог наказывает детей за грехи родителей, порождает дискуссии. Более того, эта идея отвергается. Отвергается и многими христианами, и некоторыми проповедниками. Прилагаются усилия для того, чтобы исказить ясные и понятные слова Библии. В приложении 1 можно увидеть, как расходятся в своих выводах человеческие комментарии между собой и с Библией.  

Действительно ли   Библия говорит о том, что Бог наказывает детей до третьего и четвертого рода за вину отцов?

1. Рассмотрим стихи. "...Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои." (Втор.5:9-10).

Глагол “Наказывать” имеет эквивалент на древнееврейском  (библейском иврите) – dq=p   A (qal): 1. посещать  (с благословениями или с судом), обращать внимание или взор, призреть.


Перевод слова “наказывать” может быть заменен более точным: “Бог посещает с судом”. Это значение не обязательно предполагает наказание смертью. Более того, в Законе Моисеевом не предполагалось карать физической смертью детей за преступления родителей  (вместо родителей).

"Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление." (Втор.24:16).

“Посетить с судом” – это значит стеснить, смирить человека болью, проблемами, конфликтами. А в масштабах народа или страны — это значит смирить бедствиями, эпидемиями, войнами и прочими бедствиями. Это также значит прийти сюда, на землю, именно в физический мир. Это следует из утверждений в стихах: Исх.32:34, Лев.18:25, Лев.26:16, Чис.16:29, Суд.21:3, Руфь.1:6, Иов.7:18, Иов.34:13, Пс.8:5, Пс.16:3, Пс.64:10, Пс.88:33, Ис.13:11, Ис.24:21, Ис.26:21, Ис.29:6, Иер.5:9, Иер.11:22, Плач.2:1, Плач.4:4. Хотя смерть детей тоже возможна как результат Господнего посещения родителей с судом. В приложениях 2 и 3 приведены примеры из Библии, в которых видно, как действовал закон в отношении наказания и благословения.

2. В качестве аргумента, который якобы противоречит идее наказания детей за грехи родителей приводится стихи из 18 главы книги пророка Иезекииля. Но вот анализ нескольких стихов из этой главы. В этой главе используются понятия “жить” и “умереть”. Руководствуемся принципом чтения Библии: “Стихи понимаются буквально, если они не противоречат другим утверждениям Библии, или если они не противоречат здравому смыслу”. Читаем буквально и тогда вопрос: “Что значит “будет жив” в следующих стихах?” – "...От обиды бедному удерживает руку свою, роста и лихвы не берет, исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, – то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив." (Иез.18:17). Разве кто-то не умер, но остался жив до настоящего времени? И точно такой же вопрос в отношении смерти: "Но если у него родился сын разбойник, проливающий кровь, и делает что-нибудь из всего того, чего он сам не делал совсем, и на горах ест жертвенное, и жену ближнего своего оскверняет, бедного и нищего притесняет, насильно отнимает, залога не возвращает, и к идолам обращает глаза свои, делает мерзость, в рост дает, и берет лихву; то будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на нем." (Иез.18:10-13). Разве только грешники умирают, а праведники не умирают? Разве грешники умирали сразу после согрешения? Буквальное понимание не имеет смысла.

В восемнадцатой главе книги Иезекииля нельзя понимать буквально понятия “жизнь” и “смерть”. Речь не идет о физической смерти или физической жизни. Точно также, как и в третьей главе книге Бытия не идет речь о физической смерти: "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; А от дерева познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь." (Быт.2:16-17). Адам не умер физически, совершив грех, хотя Господь говорил о смерти. Господь говорил о смерти и не уточнил характер смерти.

То есть, в книге Иезекииль и в книге Бытия идет речь о разделении с Богом. Речь идет о том, о чем ясно говорит Новый Завет – грех разделяет человека с Богом: И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам (Кол.1:21). А в стихах Втор.5:9-10, Исх.20:5-6, Исх.34:6-7, Чис.14:18, Втор.7:9-10 идет речь об изменении земных жизненных обстоятельств к худшему. Перечисленные стихи и глава 18 в книге Иезекииля говорят о разных категориях. Здесь нет противоречия.

3. Существует идея: “Бог наказывает детей, которые ненавидят Бога”. Проанализируем размещение слов в предложении: "...Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои." (Втор.5:9-10).

Здесь, по мнению некоторых комментаторов, согласованы слова “детей” и “ненавидящих Меня”.  Это выводится из положения слов в предложении. К словам “ненавидящих Меня” слово “детей” ближе, чем слово “отцов”. Но что слова “ненавидящих Меня” являются определением к слову “детей”, нельзя утверждать с уверенностью. Вполне могут быть связаны слова “отцов” и “ненавидящих Меня”.

Но в следующих стихах: "...Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои." (Исх.20:5-6), – по той же логике – по положению слов в предложении, связаны слова “отцов” и “ненавидящих Меня”.

С точки зрения места слов в предложении эти два процитированных фрагмента противоречат друг другу. То есть, с грамматической точки зрения невозможно сделать вывод о том, что речь идет именно о потомках, ненавидящих Бога. Кроме того, подлинный смысл произведения ищут, используя оригинальный текст, а не доступный перевод.

4. В следующих стихах нет определения “ненавидящих”, поэтому их следует читать буквально, как написано. А именно: “наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода”.

"И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода." (Исх.34:6-7).

"..."Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода"." (Чис.14:18).

"Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них: Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф!" (Иер.32:18).

5. Как аргумент против наказания детей используют стихи Втор.5:9-10. Но в этих стихах: "Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов, и воздает ненавидящим Его в лице их, погубляя их; Он не замедлит, ненавидящему Его самому лично воздаст."  (Втор.7:9-10), – не идет речь о детях в плане наказания. Дети здесь не упоминаются. Если в стихах Втор.5:9-10, Исх.20:5-6, Исх.34:6-7, Чис.14:18 речь идет о наказании и нечестивых родителей и их потомков до четвертого рода, то в предыдущем стихе о детях нет упоминания. Из того, что в этих стихах не упоминаются дети, не следует, что дети не будут наказываемы.

Кроме того, если бы в стихах Втор.5:9-10, Исх.20:5-6, Исх.34:6-7, Чис.14:18 говорилось о том, что потомки будут наказаны вместо родителей, то тогда Втор.7:9-10 можно было бы рассматривать как контраргумент. А это не так. Стихи Втор.7:9-10 не противоречат ни одному из следующих: Втор.5:9-10, Исх.20:5-6, Исх.34:6-7, Чис.14:18. Потомки будут наказуемы не вместо отцов, но вместе с отцами.

6. Если каждый наказываем только за свое беззаконие, то для чего Бог вводит в Библии понятие “вина отцов”? Почему речь идет также и о детях?  Достаточно было бы понятий “грешник” и “вина грешника”.

7. Идея о том, что пример нечестивых родителей развращает детей и это является причиной наказания детей, не может быть истолкованием идеи, изложенной в стихах Втор.5:9-10, Исх.20:5-6, Исх.34:6-7, Чис.14:18 потому, что становится фактическим её отрицанием. Во-первых, то, что у нечестивых родителей вырастают также и нечестивые дети – это не абсолютный закон. У нечестивых родителей иногда вырастают богобоязненные дети.

Во-вторых, ниже приведена иллюстрация несостоятельности этой идеи в плане наказания.

Первый род – отец – был грешен.

Второй род – дети – были верны Богу.

Третий род – внуки – были верны Богу.

Четвертый род – правнуки – не были верны Богу, и они были наказаны за свое беззаконие, а вина первого рода в неправильном воспитании потомков четвертого рода, то не абсурд ли это. Первый род мог и не знать тех, кто родился и вырос в четвертом роде. Также и четвертый род мог и не знать первый род.

Слова Господа в стихах Втор.5:9-10, Исх.20:5-6, Исх.34:6-7, Чис.14:18, Втор.7:9-10 – это закон. Объяснение типа: “Пример нечестивых родителей”, – лишает Божий закон общности. Эта идея весьма правдоподобна, но это только человеческая логика, это не Божий закон.

Если бы идея нечестивого примера имела силу закона, то как получилось, что в стихах Втор.5:9-10, Исх.20:5-6, Исх.34:6-7, Чис.14:18 нет даже намека, на идею: “Наказание детей из-за примера поведения нечестивых родителей”. Слово “Пример” или его синоним не упоминается.

8. Несмотря на то, что идея “Нечестивая жизнь родителей является плохим примером для детей и каким-либо образом содействует согрешению детей” – очень правдоподобна, но она не обсуждается в Библии. Источник греха в соответствии с Библией – мир, плоть, сатана. Родители могут быть частью грешного мира и провоцировать грех. Но именно такой аспект в Библии не обсуждается.

Эта идея предполагает некую сильную неотвратимую (форс-мажорную) преемственность между поколениями в грехе, в непокорности Богу. Если такая довлеющая непреодолимая преемственность существует, то есть, грех родителей причиняет и грех детей, то в таком случае не за что наказывать детей. У них нет свободы выбора. Но такой преемственности не существует и незачем упоминать некую греховную связь поколений. Если и случалось, что грешил и отец, и сын, то это не было закономерностью.

9. Псалмопевец просит Бога: "Не помяни нам грехов наших предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены." (Пс.78:8). Значит это было. Израильтяне отлично понимали, что грехи предков вспоминались Богом на детях. Иначе, зачем бы автор псалма просил бы не вспоминать. И еще пример: "Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех; да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой; дети его да будут сиротами, и жена его – вдовою; да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;" (Пс.108:7-10). Даже язычники имели представление о том, что Бог наказывает и согрешающих родителей, и их детей: "После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего." (3 Цар.17:17-18). И еще прямые утверждение:

"Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными;" (Втор.28:58-59).

"...Скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его камнями;" (Лев.20:2).

"...То Я обращу лице Мое на человека того и на род его и истреблю его из народа его, и всех блудящих по следам его, чтобы блудно ходить вслед Молоха." (Лев.20:5).

"И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших." (Мф.27:25).

"Не пребудет он богатым, и не уцелеет имущество его, и не распрострется по земле приобретение его. Не уйдет от тьмы; отрасли его иссушит пламя и дуновением уст своих увлечет его." (Иов.15:29-30).

"Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!" (Притч.20:7).

"Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих." (Ос.4:6).

"Кто обрекает друзей своих в добычу, у детей того глаза истают." (Иов.17:5).

"Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их." (Плач.5:7).

10. Иудеи были настолько уверенны в наказании детей, что, исказив утверждение, даже усилили его: "В те дни уже не будут говорить: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина", но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет." (Иер.31:29-30). Они утверждали, что несут наказание вместо родителей. Что, естественно, было не так.

11. На детей распространяются последствия греха родителей. Более стесненные жизненные условия у детей алкоголиков, наркоманов, преступников, отбывающих наказание. Именно в этом смысл утверждений во Втор.5:9-10, Исх.20:5-6, Исх.34:6-7, Чис.14:18, Втор.7:9-10. Хотя никто из людей не может абсолютно точно утверждать, что у его ребенка проблема именно за его грех, но многие имеют свой личный опыт и руководствуются в своей жизни этим принципом (не имея в своем сознании твердого библейского обоснования), стараются удерживать себя от греха.

Но не только плохие условия, но и буквально проблемы ложатся и на детей. Дети рождаются больными, психологически неуравновешенными, трудноуправляемыми, обеспокоенными уже с младенчества.

В Чечне сейчас в интернатах и в семьях много детей-инвалидов. В результате взрыва противопехотных мин многие дети лишились одной или обеих конечностей. Не за грехи ли родителей это постигло детей? В Африке голодают дети вместе с родителями. От цунами в Юго-Восточной Азии вместе со взрослыми погибло много и детей. Была ли на это воля Божья? Если была, то почему пострадали дети? Вопрос риторический.

12. Даже если допустить, что во фрагменте, который процитирован выше, идет речь о том, что страдают только дети, ненавидящие Бога, и страдают за неповиновение перед Богом и за свою ненависть к Богу, то возникает вопрос: “Начиная с какого возраста, ребенок может сознательно ненавидеть Бога?” Сознательно в том смысле, чтобы ему можно было поставить его ненависть в вину перед Богом. Естественно, что ни годовалый ребенок, ни двухлетний и еще для многих больших возрастов дети не могут ненавидеть Бога. В таком случае дети всех этих возрастов не должны страдать. Но они страдают.

13. А вот эти стихи точно говорят о том, что страдают за грех родителей и их дети тоже: "...Только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом;" (Втор.12:23), – "...Не ешь ее, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя, если будешь делать справедливое пред очами Господа." (Втор.12:25), – и – "Слушай и исполняй все слова сии, которые заповедую тебе, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя во век, если будешь делать доброе и угодное пред очами Господа, Бога твоего." (Втор.12:28).

14. И главный аргумент. Проклятие Адама легло на всех его потомков. "Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав:" не ешь от него", проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься." (Быт.3:17-19).  Разве умер только Адам, его потомки не умирают? Разве только Адам со скорбью питается от земли, в изнурительном труде, с болью и мучением? Разве дети рождаются в Эдеме и выселяются только после их личного согрешения? Разве те, кто покаялся, переместились снова Эдем? Адам согрешил, и Бог наказал Адама. Последствия этого наказания терпят все живущие на земле, независимо от того, грешны они уже или нет.

15. Действовал ли этот закон только во времена Ветхого Завета? Или он действует и сейчас? Нет оснований полагать, что Бог изменил свое отношение к человеку сейчас. Бог неизменен в своей природе и в своем отношении к человеку: "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены." (Иак.1:17), – и – "...В надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен," (Тит.1:2).

В представлении израильтян дети и родители были одним организмом, неким синтетическим организмом. Их сознанием было родовое сознание. И это представление дано Богом. Именно так воспринимали Иисуса: "Я и Отец – одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом." (Ин.10:30-33). Иисус не говорит прямое утверждение: “Я – Бог”. Тем не менее, его слова о единстве с Отцом воспринимают именно так. Наказание или смирение отца за его грехи предполагало наказание не только отца, но весь синтетический организм: отца и всех его потомков.

Совсем не обязательно чтобы в Новом Завете были прямые утверждения о том, дети страдают из-за греха родителей. Достаточно найти подтверждение идеи человеческого сообщества как рода. А это есть: "От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию," (Деян.17:26).

В Ветхом Завете заповедь любви к ближнему сформулирована в отношении израильтян: "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь." (Лев.19:18). Заповедь ограничена одной нацией. Но разве она не распространялась на все народы, кроме семи хананейских? Конечно, распространялась. И Иисус это подтверждает: "...Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки." (Мф.22:39-40). Такая же логика должна быть и в отношении идеи наказания детей за вину родителей. Это универсальная идея на все времена и для всех народов.

Выводы

1. Нет оснований идею о наказании детей за грехи родителей понимать символично, образно – не буквально, понимать не так как написано в Библии. Нет оснований отвергать написанное, и пытаться найти некий другой смысл. Бог за вину родителей наказывает и родителей, и детей до третьего и четвертого рода – это закон.

2. Родители грешат. Бог наказывает родителей еще в этой жизни. Вместе с родителями будут наказаны и дети. Бог наказывает родителей еще в этой жизни тем, что ухудшает жизненные условия, а детям приходится жить в этих худших условиях. Более того, наказания для детей вполне могут быть разнообразными, всесторонними, в первую очередь, болезни. Это может длиться до третьего и четвертого рода. В этих худших условиях или будучи наказуемы дети могут быть подобны родителям-грешникам, но могут быть верны Богу.

3. С точки зрения вечности, Бог будет решать по поступкам каждого. Смерть духовная последует уже по делам лично каждого человека.

4. Возможно Бог гасит последствия вины отцов, если дети верны Богу. В любом случае Бог может повернуть события на добро. Левиты остались без надела в Израиле, но получили служение при храме. А это благо. И благо это пришло от Бога как поощрение за верность колена Левия, когда Израиль в пустыне впал в идолопоклонство.  Бог силен утешить детей, даже если родители создали им проблемы.

5. Этот закон действует и сейчас, в эпоху Нового Завета.

Дополнительные замечания

1. В Библии нет идеи о том, что плохой пример нечестивых родителей объективно приводит детей ко греху. Какой бы эта идея не была правдоподобной, Библия не подтверждает идею о том, в неблагополучных семьях дети вырастают и объективно становятся грешниками.

Если родители нечестивые, то они не учат детей тому, чтобы они искали Бога. Не учат ни примером, ни вербально. В этом проблема детей. У детей в методическом плане есть дефицит благочестия. Им труднее, чем другим искать Бога. Но это не непреодолимая сила, не закон в том, что они обязательно становятся грешниками. Кроме того, Бог найдет возможность каждому поставить возможность выбора. Но это не значит, что учеба, хотя бы в небольших дозах, не может прийти со стороны. Может отсутствовать пример родителей, но рядом найдется хороший пример и это может определить выбор ребенка. Как было в истории Иудеи: "Семи лет был Иоас, когда воцарился." (4 Цар.11:21), – и – "В седьмой год Ииуя воцарился Иоас и сорок лет царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Цивья, из Вирсавии. И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои, доколе наставлял его священник Иодай;" (4 Цар.12:1-2).

Если же перед глазами детей есть пример хорошего поведения, то даже при наличии примера плохого поведения, ребенок имеет выбор. И вполне возможно, что он сделает выбор в пользу благочестия.

Родители могут быть в некоторой степени нейтральными, ни благочестивые, ни упорствующие грешники. В таком случае не будет примера плохого поведения. Если так, то это не значит, что ребенок вырастет милосердным и любящим. Ему для этого нужен еще пример хорошего поведения. От родителей приходит только и всего, что жизнь, наполненная суетой: "...Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов," (1 Пет.1:18). Передана не греховная жизнь (образ жизни, модель жизни), а бесполезная, жизнь без положительного результата.

Кроме того, наличие только примера не дает безусловного положительного результата в формировании личности ребенка. Нужна еще практическая корректировка поведения. Необходима мотивация ребенка на добро. Но и при всем этом вполне может быть, что ребенок не станет благочестивым.

Ребенок рождается чистым листом (tabula rasa), но сразу начинает формироваться эгоистом. Сразу ребенок подвергнется влиянию сначала – плоти, а затем – мира и, соответственно, сатаны. И ребенка сразу же надо начинать корректировать в сторону милосердия и любви к ближнему. Плохие родители – это только один из аспектов агрессивной греховной среды. И для того чтобы устоять против этой среды нужен пример положительного поведения.  Таким примером должны быть родители.

Важно также и то, что даже при том, что родители упорствующие грешники, и перед глазами ребенка нет положительного примера, ребенок может стать благочестивым. Грешное окружение и отсутствие примера хорошего поведения не могут помешать ребенку вырасти благочестивым. Не закон то, что в таких условиях обязательно вырастают грешники. Хоть и редко, но случаются исключения. То, как человек выбирает Бога в качестве своего господина или как отвергает Его, остается тайной. Такие решения в своей глубинной сущности недоступны человеческому пониманию.

2. Все грехи родителей порождают плохие последствия большей или меньшей силы. Разве только грех пьянств порождает, причиняет плохие последствия? Проблема в том, что явный грех пьянства порождает явные, видимые (хотя есть и неявные) человеческим взглядом, беды, а в случае других грехов трудно проследить связь с последствиями. Например, родители злоречивые, вороватые, гордые, подлые, завистливые, склочные и т.п. Подобные качества этих родителей проявятся в их делах и поступках. Какие наказания повлекут грехи таких родителей, сложно проследить, но то, что они будут, и дети тоже пострадают от них – это без сомнений. За конфликты Бог будет смирять родителей. Пострадают и дети.

3. Сложность этого вопроса – страдание детей за родителей, не теологическая, а плотская, эмоциональная, психологическая.  Эта идея плохо воспринимается теми, кто согрешает и осознает свой грех, но не смиряет себя. Противятся этой идее гордецы. Противятся этой идее согрешающие родители, у которых болеют или стеснены каким-то образом дети. На их вопрос: “Почему страдают наши дети?”, – им неприятно услышать: “Из-за вас родителей. Из-за ваших грехов”.  Этот диалог подобен тому гипотетическому диалогу, который упоминается в повести Бранко Нушича “Дитя общины”:

И часу не прошло, как село облетела весть, что Радое Убогий будет крестным отцом ребенка. Новость вызвала дружный хохот. Один батюшка не поддерживал общего веселья, когда до него дошел этот слух. Напротив, у него не то что по всему телу, по рясе мурашки пошли. Перед глазами его тотчас возник обряд крещения и сам он, совершающий этот обряд. Он отчетливо увидел битком набитую церковь, в которую Радое созвал народ из соседних сел. Пришли все от мала до велика, и кто ходил в церковь, и кто не ходил. И все гадают, почему это Радое согласился быть крестным отцом. Он, конечно, даст младенцу либо имя батюшки, либо имя старосты. Но это еще ничего, а вот когда священнику надо будет записать дитя в книгу «крещаемых», когда он должен будет спросить: «Кто его родители?»  (а на этот вопрос отвечает крестный отец), тогда Радое Убогий такое скажет перед всем честным народом, что сохрани, господи, и помилуй!  То есть, скажет: “Вы батюшка!!?”  (примечание автора).

На вопрос: «Почему страдают невинные дети?», – ответ очень простой: «Потому, что вы, родители, не спрашивая детей, разделили с ними вину за ваши грехи».

Библия предупреждает родителей: “Не грешите, и не будут болеть ваши дети. Не творите зла и не будет у ваших детей серьезных проблем”. Такие предупреждения или такие советы слышать неприятно. И из-за этого вопрос из нравственного, морального “превращается” в теологический, богословский. Когда люди отрицают эту идею, то просто пытаются переложить с больной головы на здоровую. Пытаются обвинить Бога во зле, которое они творят сами. Но Бог точно расставляет акценты: "...Дети ваши, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, и сыновья ваши, которые не знают ныне ни добра ни зла, они войдут туда, им дам ее, и они овладеют ею;" (Втор.1:39).

4. Следует также напомнить о том, что дети рождаются безгрешны. Они могут нести ответственность за грех только с того возраста, когда уже начинают различать добро и зло. А это не с пеленок: "...Дети ваши, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, и сыновья ваши, которые не знают ныне ни добра ни зла, они войдут туда, им дам ее, и они овладеют ею;" (Втор.1:39). Кроме того, ребенок должны быть достаточно развит как личность, чтобы иметь достаточно воли, чтобы удержать себя от соблазна сделать то, что запрещено. И еще, над ребенком не должно быть чье-либо довлеющее влияние: родителей, бабушек или дедушек, опекунов, учителей и т.п. Не должно быть такого, чтобы кто-то заставлял ребенка делать нечто мимо его воли. Грех человеку вменяется за то, что он знал и делал не по принуждению, а движимый свободной волей. По наследству же грех не передается. Об этом недвусмысленно говорит восемнадцатая глава книги пророка Иезекииля.

5. Не существует так называемого первородного греха. Эту идею люди выводят из стиха: "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили." (Рим.5:12). На основании слов “ в нем все согрешили ” делается вывод о том, что дети рождаются грешными. Но это просто некорректный перевод. Правильно будет: “и так смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили”. Что подтверждается Учением Христа.

Приложение 1 Анализ комментариев

1.The Bible Knowledge commentary. Edited by John F. Walvoord Roy B. Zuck. Russian edition. © 1992 by Slavic Gospel Assotiation. 

Комментарий на Втор. 5:9. “Одно из возможных объяснений: Слова “ненавидящих” следует отнести к детям, а не к отцам (На каком основании? – замечание автора). Дети, ненавидящие Господа, будут наказаны. И дело здесь в том, что восстающие против Бога и ненавидящие Его родители нередко – до третьего и четвертого рода, т.е. поколения – производят на свет детей, также ненавидящих Бога.”

Комментарий на Исх. 20:5. “Отсутствие духовного рвения есть грех, сказывающийся на будущих поколениях. И те, кто, подвергаясь из рода в род порочному влиянию, станут ненавидеть Бога (Совсем не обязательно. – замечание автора), будут наказываться Им.”

Комментарий на Чис. 14:34. Дети евреев будут спасены и вместе Халевом и Иисусом Навином войдут в Ханаан. Но они не войдут туда до истечения сорока лет, потому что понесут наказание за грехи отцов. Этим наглядно подтверждается то обстоятельство, что грех может быть прощен, но последствия его придется выстрадать, так как грех отодвигает исполнение обещанных Богом благословений.  Далее: порой детям приходится страдать от последствий тех грехов, которые совершили их родители.  (А как же порочное влияние родителей, не помешало израильскому обществу быть в повиновении Богу и все-таки войти на территорию Ханаана? – замечание автора).

2. Тора. Пятикнижие и Гафтарот, комментарий Сончино. Издательство: Мосты культуры / Гешарим, 2008 г. ISBN   5-93273-202-4.

Комментарий на Исх.20:5 – “карающий за вину отцов детей”. Тора далека от того, чтобы требовать наказания для ни в чем неповинных детей, родители которых совершили преступление. “Душа, которая согрешила, должна умереть”, – провозглашает пророк Йехезкель общий принцип, а в книге Дварим (24:16) приводится конкретный закон: “Да не будут умерщвлены ОТЦЫ за детей и дети да не будут умерщвлены за отцов – каждый смерти будет предан за свой грех”. Однако жизненный опыт показывает, что если дети не несут непосредственной ответственности за преступление родителей, то опосредованно несколько поколений могут расплачиваться за чье-то нечестное или аморальное поведение, за неверные представления о Всевышнем и Торе или за измену вере. Дурной пример, показанный отцом, может испортить жизнь детей (может испортить, но это не закон, чтобы обязательно испортить. – замечание автора). Поэтому для всех, кто верит в Бога, дополнительной сдерживающей силой, удаляющей от совершения преступления, кроме боязни нарушить волю Всевышнего, должна быть любовь к собственным детям, на которых поведение и мировоззрение родителей всегда оказывают сильное влияние. Для каждого должно быть очевидно, что если родители, совершая дурной поступок, так или иначе осознают недопустимость своего поведения, то дети, сочтя их поступки нормой, будут поступать так же и, будучи лишены возможности осознать, что совершают преступление, не смогут раскаяться.”

Замечание автора: Этот комментарий упускает из виду то, что смерть и наказание не всегда совпадают. В Исх.20:5 говорится о смирении человека, в книге пророка Иезекииля (18 глава) идет речь о смерти. Притом, о смерти как о разделении с Богом. Второе замечание – автор игнорирует историю нечестивых царей Израиля и Иудеи, когда погибали именно невинные дети. Примеры приведены выше.

Эти комментарии – это пример того, как они непоследовательны и поверхностны. Эти комментарии – это только субъективные мнения авторов, но не объективный анализ Библии.

Приложение 2. Примеры действия закона в плане наказания

Евреи. "...А сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне;" (Чис.14:33).

Симеон и Левий. За жесткость: месть за сестру. Не получили надела земли на территории Ханаана, после его завоевания.

Ахан. "Иисус и все Израильтяне с ним взяли Ахана, сына Зарина, и серебро, и одежду, и слиток золота, и сыновей его и дочерей его, и волов его и ослов его, и овец его и шатер его, и все, что у него было, и вывели их на долину Ахор. И сказал Иисус: за то, что ты навел на нас беду, Господь на тебя наводит беду в день сей. И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнем, и наметали на них камни." (Нав.7:24-25).

Илий. "Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего, и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего – Израиля? Посему так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал тогда: "дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек". Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены. Вот, наступают дни, в которые Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем; и ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всем том, что Господь благотворит Израилю и не будет в доме твоем старца во все дни, Я не отрешу у тебя всех от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах. И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день." (1 Цар.2:29-34).

Давид. "...Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою. Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем. И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын. И пошел Нафан в дом свой. И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело." (2 Цар.12:9-15).

Иеровоам. "...Ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя, и пошел, и сделал себе иных богов и истуканов, чтобы раздражить Меня, Меня же отбросил назад; за это Я наведу беды на дом Иеровоамов и истреблю у Иеровоама до мочащегося к стене, заключенного и оставшегося в Израиле, и вымету дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста; кто умрет у Иеровоама в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того склюют птицы небесные; так Господь сказал. Встань и иди в дом твой; и как скоро нога твоя ступит в город, умрет дитя; и оплачут его все Израильтяне и похоронят его, ибо он один у Иеровоама войдет в гробницу, так как в нем, из дома Иеровоамова, нашлось нечто доброе пред Господом Богом Израилевым." (3 Цар.14:9-13).

"Когда он воцарился, то избил весь дом Иеровоамов, не оставил ни души у Иеровоама, доколе не истребил его, по слову Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Ахию Силомлянина, за грехи Иеровоама, которые он сам делал и которыми ввел в грех Израиля, за оскорбление, которым он прогневал Господа Бога Израилева." (3 Цар.15:29-30).

Вааса. "И было слово Господне к Иую, сыну Ананиеву, о Ваасе: за то, что Я поднял тебя из праха и сделал тебя вождем народа Моего Израиля, ты же пошел путем Иеровоама и ввел в грех народ Мой Израильтян, чтобы он прогневлял Меня грехами своими, вот, Я отвергну дом Ваасы и дом потомства его и сделаю с домом твоим то же, что с домом Иеровоама, сына Наватова;" (3 Цар.16:1-3).

"И истребил Замврий весь дом Ваасы, по слову Господа, которое Он изрек о Ваасе чрез Иуя пророка, за все грехи Ваасы и за грехи Илы, сына его, которые они сами делали и которыми вводили Израиля в грех, раздражая Господа Бога Израилева своими идолами." (3 Цар.16:12-13).

Седекия. "Но войско Халдейское погналось за ними; и настигли Седекию на равнинах Иерихонских; и взяли его и отвели к Навуходоносору, царю Вавилонскому, в Ривлу, в землю Емаф, где он произнес суд над ним. И заколол царь Вавилонский сыновей Седекии в Ривле перед его глазами, и всех вельмож Иудейских заколол царь Вавилонский; а Седекии выколол глаза и заковал его в оковы, чтобы отвести его в Вавилон." (Иер.39:5-7).

Приложение 3. Примеры действия закона в плане благословений

Пример того, как дети были благословлены благодаря праведности родителей. Хотя сами не были верны Богу. Это дополнительное свидетельство того, что утверждения Втор.5:9-10, Исх.20:5-6, Исх.34:6-7, Чис.14:18 следует понимать буквально.

"Он ходил во всех грехах отца своего, которые тот делал прежде него, и сердце его не было предано Господу Богу его, как сердце Давида, отца его. Но ради Давида Господь Бог его дал ему светильник в Иерусалиме, восставив по нем сына его и утвердив Иерусалим, потому что Давид делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего того, что Он заповедал ему, во все дни жизни своей, кроме поступка с Уриею Хеттеянином."  (3 Цар.15:3-5).

"За то я буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему, величественно спасающий царя Своего и творящий милость помазаннику Своему Давиду и потомству его во веки!"  (2 Цар.22:50-51).

"Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим." (2 Цар.7:13-15).

"Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их." (Пс.102:17-18).

#вода #голова #воспитание #Вселенная #жизнь #конец #вина_отцов #дети_за_родителей #женщина #земля

Колесник Валерий

2.06.2009

Комментариев нет:

Отправить комментарий