Стратегия блога

Стратегия блога 1. Вернуть христианству позитивный образ. Отделить от Учения Христа то, что принесло законничество и конфессионные вероучения. Учение Христа вместо религиозности. 2. Показать тотальное действие Бога через социальные законы, действующие в обществе. Учение Христа вопреки эволюции и материализму. 3. Продвинуть идею автономных общин. Вопреки организованным конфессиям. 4. Показать Библию как источник ответов на сложные житейские вопросы. Вопреки внутриконфессионному законничеству. 5. Вернуть людям этическую систему Христа. Вопреки секулярным этическим кодексам.

Седьмая глава первого послания коринфянам

Комментарий на седьмую главу первого послания коринфянам

Стихи 1-6

В главе обсуждаются отношения между мужем и женой и о возможности не вступать в брак – оставаться вне семьи.

1. А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.

В стихе используется слово «kalo/v»  – (внеш. вид) красивый, прекрасный, прелестный; (внеш. кач.) добрый, хороший, благополучный, благоприятный, благодетельный; Обычно подчеркивает гармоничную полноту и законченность, стройность, пропорциональность и соразмерность; (kalos, номер по словарю Стронга – 2570).

Это слово переведено на русский словом «хорошо».

В стихе используется слово «a%ptomai» – (при)касаться, дотрагиваться, брать в руки; жениться, находится в сексуальной связи (aptomai, номер по словарю Стронга – 680).

Иными словами, «хорошо человеку не касаться женщины» – «благоприятно (хорошо, прекрасно) человеку не иметь с женщиной сексуальных отношений».

Апостол говорит эти слова не как собственное мнение, а как мысль, исходящую от Святого Духа.

2. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.»


Это совет духовно слабым христианам. Тем, кто еще не принял решения окончательно отказаться от сексуальных отношений в семье. А такое решение вполне уместно для духовно зрелых христиан, для супругов даже если они вполне здоровы физически.

3. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

4. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

Но если же сексуальные отношения продолжаются, то третий, четвертый и пятый стихи указывают на то, какими они должны быть.

5. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для [упражнения в посте и] молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

Слов о посте в оригинальном тексте нет. Пост в христианской жизни малополезен. И эта идея имеет серьезные основания. Усердное служение не оставляет времени для поста. Пост будет мешать такому служению.

6. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

В стихе используется слово «suggnw/mh» – уступчивость, снисходительность, позволение, разрешение (номер по словарю Стронга – 4774). Еще возможно значение «сочувствие».

То есть, апостол, сочувствуя супругам, советует им резко не отказываться от сексуальных отношений. Такое сочувствие уместно в отношении духовно слабых христиан.

Четвертый стих следует сопоставить со следующим фрагментом из послания Ефесянам:

 

«Мужья, любите своих жен, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; … Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.  Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, … Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. … Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.»

(Еф.5:25-33)

 

Если муж властен над телом жены, то и заботиться он должен о ее теле как о своем собственном. Аналогично, если жена властна над телом мужа, то и заботиться она должен о его теле как о своем собственном.

Стихи 7-9

7. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

Движимый Святым Духом, апостол желает всем верующим удерживаться от семьи и взять на себя служение такое же напряженное и усердно, как и в апостола. Но он понимает, что такая возможность: обходиться без семьи и без секса – это дар Божий и он дается не каждому.

Следует обратить внимание на то, что апостол желает, чтобы все люди были как он – несвязанными семейными узами. То есть, это допустимо. И апостол не беспокоиться о том, что человеческий род может вдруг перестать размножаться. Желание апостола от Святого Духа. Это не просто его человеческое мнение.

8. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.

Положение верующего как безбрачного, или как вдовы, (и, собственно, вдовца) апостол рассматривает как благоприятное (прекрасное), а не как ущербное. Они в какой-то мере уже свободны и имеют больше возможности стать свободными во Христе по сравнению с женатыми и замужними. Также одинокие уже имеют возможность быть активными служителями. В чем женатые ограничены. Естественно, что одиноким следует учиться и быть именно активными служителями, но не праздными и бездельничающими.

9. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

В этом стихе снова уступка для духовно слабых, не могущих совладать со своими страстями. Это не призыв, не благословение, – это уступка с сожалением. Уступка, чтобы одинокие не вели себя так как это может случаться с молодыми вдовицами:

 

«Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно. Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.»

(1 Тим.5:11-15)

 

Какими бы ни были набожными муж и жена, как бы они не любили друг друга, жизнь под одной крышей, жить одной семьей будет отнимать у них много время от молитв. А без помощи Святого Духа очень сложно вести активное служение – тяжело собирать награду на Небесах. А такой образ жизни в глазах Бога имеет самый высокий приоритет в жизни верующего. Именно по этой причине пост будет бесполезной помехой в служении верующего.

Стихи 10-11

Но если уже мужчина и женщина живут в браке, то брак разрывать нельзя.

10. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, -

11. если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей.

Если же супруг ушел и где-то умер или ушел и не вернулся, то в первом случае в течение времени, начиная с ухода до смерти, брак фактически не существует. Во втором случае брак фактически прекратил существование начиная с ухода мужа: муж перестал заботиться о жене или о жене и о семье, ушел к другой женщине, выгнал жену из дома. При этом не важен тот факт, оформлен развод официально в соответствии с законом государства или нет. Хотя, если жена не вышла замуж за это время, то брак может быть восстановлен. Аналогично, если жена ушла и умерла или ушла и не вернулась, то в отношении брака остаются в силе те же правила.

В десятом стихе используется слово «a'polu/w» (apoluo, номер по словарю Стронга – 630), что означает отпускать, распускать, разводить, отсылать. Это слово также используется в стихах Матф. 1:19; 5:32.

В одиннадцатом стихе используется слово «cwri/zw» (chorizo, номер по словарю Стронга – 5563), которое означает отделять, разделять, разводить, удалять. Это слово используется также в стихах 1Кор.7:15, Матф.10:9, Матф.19:6.

В стихах двенадцать и тринадцать этой главы используется слово «a'fi/hmi» (aphiemi, номер по словарю Стронга – 863), которое означает отпускать, отсылать, оставлять, прощать, допускать, позволять.

Не было различия между понятиями "развестись с женой" и "оставить жену" и "отпустить жену". В Новом Завете "отпустить" или "оставить жену" означало "развестись с женой".

 

«В те дни, когда не было царя у Израиля, жил один левит на склоне горы Ефремовой. Он взял себе наложницу из Вифлеема Иудейского. Наложница его поссорилась с ним и ушла от него в дом отца своего в Вифлеем Иудейский и была там четыре месяца. Муж ее встал и пошел за нею, чтобы поговорить к сердцу ее и возвратить ее к себе. С ним был слуга его и пара ослов. Она ввела его в дом отца своего.»

(Суд.19:1-3)

 

Не было никаких регистраций в загсе. Сошлись – женились, расстались – развелись. Снова сошлись – восстановили брак.

Муж есть тот, кто первый был объявлен мужем (если был объявлен). Все последующие не мужья, если для них не было законных оснований, как это следует со слов Иисуса:

 

«Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.»

(Ин.4:16-18)

 

И еще.

 

«…Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.»

(Мф.19:9)

 

Стихи 12-17

Брак сохраняется и в том случае если один из супругов неверующий.

12. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;

13. и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

14. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.

15. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.

Иисус допустил для людей возможность повторного брака. Но также определил условие для того, кто вступает второй раз в брак. Брак для человека возможен если развод произошел по вине прелюбодеяния супруга или супруги, – по вине противной стороны. Единственная ли это возможность? Дает или нет следующий стих еще одно основание для повторного брака[1]?

Вариант подстрочника: «Если же неверующий отделяется, пусть отделяется; не порабощён брат или сестра в таковых; в же мире призвал вас Бог.»

Момент развода. Глагольное время глагола "связаны" («doulo/w» – порабощен, doulos, номер по словарю Стронга – 1402) – перфектное, совершенное. Также на изменение статуса указывает обстоятельство "в таком случае". То есть, в тот момент, когда неверующий принял окончательное решение оставить верующего, брат или сестра становятся свободны – становятся не порабощены. То есть, были порабощены и в момент развода становятся не порабощены.

Зависимость. От кого может быть зависим тот, кого оставили? Два ситуации:

А. Если же неверующий муж хочет развестись, пусть разводится; сестра в таком случае не связана.

Ситуация: муж неверующий, жена верующая. Если речь идет о какой-либо зависимости – психологической, имущественной или сексуальной, то жена вполне может быть зависимой до расставания и после расставания. Если же жена после расставания в этом плане независима, то по сути она не была зависима и до расставания. Получается, что обстоятельство "в таком случае" не уместно.

Б. Если же неверующая жена хочет развестись, пусть разводится; брат в таком случае не связан.

Ситуация: муж верующий, жена неверующая. Вполне возможно, что ни до, ни после расставания муж не был зависим от жены. Если же был зависим до расставания, то будет зависим и после расставания. Снова же обстоятельство "в таком случае" не уместно.

В этом стихе зависимость или некое порабощение между супругами не рассматривается.

Закон замужества. Каким образом соотносятся в этом стихе понятия муж и жена с одной стороны и идея порабощения?[2]

Муж и жена порабощены законом замужества, а между собою связаны. Муж привязывается к жене законом. Также и жена привязывается к мужу законом. То есть, если супруг (или супруга) оставляет верующего, то верующий с этого момента не порабощен законом замужества и свободен. То есть свободен и для второго брака.

«К миру призвал нас Господь». Что значит это утверждение? Исследователями Библии оно не комментируется.

В стихе используется слово «ei'rh/nh» (eirene, номер по словарю Стронга – 1515), которое означает мир, безопасность, покой; часто благополучие.

То есть, верующий или верующая после развода возвращаются к миру. "К миру призвал нас Господь". Мир – это быть вне семьи. Забот у одинокого (или одинокой) значительно меньше чем у женатого (или замужней). Эта идея повторяется в следующих стихах и фрагментах. 1 Кор.7:8, 26, 32-35

Контекст. В седьмой главе идея безбрачия повторяется в стихах 7, 8, 25-26, 27-35, 36-38, 40. Естественно, что эта идея контекстуально определяет суть слов «к миру призвал нас Господь».  Апостол советует христианам не жениться и не выходить замуж. Оставаться безбрачными, но не для того, чтобы маяться от безделья, но для того, чтобы служить Богу, не отвлекаясь на семейные дела. Но апостол Павел также, как и Иисус советует это тем, кто может вести такой образ жизни. Учение Христа не предполагает, что все смогут так жить.

Более того, в миру существуют различные стереотипы противоположные идее безбрачия. В меньшей степени мужчины и в большей степени женщины стремятся найти партнера для совместного проживания или, еще лучше, супруга. Идею безбрачия в смысле Учения Христа не воспринимают даже в христианских общинах.

Безбрачие. В пятнадцатом стихе есть позволение на возможность повторного брака для христианина. Но идея, пафос слов «к миру призвал нас Господь» делает подобную идею совершенно бессмысленной и неуместной. Развод дал христианину, который хочет служить Богу, свободу и возможность для служения. Бог дал верному мир, покой и облегчение от семейных уз. А верный будет смотреть на сложившуюся ситуацию, как на возможность снова влезть в кабалу семейных забот. Абсурд.

Свобода выбора. Для того, кто оставлен семейная ситуация изменилась. Он свободен от ушедшего и свободен от закона замужества. Если же ему верующему, оставшемуся одиноким, не разрешается соединится с кем-то, кто не бывшая супруга (или супруг), то это значит, что он все еще порабощен законом замужества, он все еще привязан к ушедшему супругу. Это противоречит тексту. Такое порабощение создает человеческий придуманный закон.

Тот, кто оставил супругу (или супруга) не имеет права на второй брак с кем-либо еще. И если на это его положение смотреть как на стеснение (а так многие и смотрят), то в соответствии с этим придуманным законом такие же последствия распространяются и на того, кого оставили. Но в действительности это не так. Оставленный может принять решение искать себе пару или нет. Ведь он не предпринимал никаких действий. Он не инициатор развода. Оставили его.

Христос верен Себе. Он и в этой ситуации предоставляет человеку свободу выбора.

Законничество. Бог не рекомендует, не советует снова вступать в брак тем, кто остался одиноким. А законники запрещают снова вступать в брак. Законники превращают Божью рекомендацию в человеческий запрет. Бог не лишает человека выбора, законники – лишают.

Неверный и неверующий. Следует помнить, что греческое слово «a#pistov» (apistos, номер по словарю Стронга – 571) означает и неверующий, и неверный. А это значит, что уходящим может быть упорствующий язычник – буян, язычник тихий и даже лояльный к верующим и упорствующий в грехе христианин. Но после развода все они оказываются в статусе упорствующих грешников, в статусе неверных. Неверный ушел, другой свободен. Разрушившим семью может быть и тот, кто крестился, но на деле был неверен. Неверен не в смысле супружеских измен, а в смысле неисполнения заповеди любви – грубиян, пьяница или растратчик семейного бюджета. Но не имеет значения то, был ли неверный крестившимся или нет, оставшийся свободен.

В греческом языке чаще используется значение «неверный», а не «неверующий». Значение слова «неверный» более жесткое, чем «неверующий». «Неверующий» – это может быть «еще не уверовавший» и «язычник» – как бы вообще не имеющий отношения к морали и к нравственности.

Скрытый развод. Возможна ситуация, когда один супруг выталкивает из семьи другого.

Дома муж может быть дерзким, буйным, пьяницей, а на людях – набожный и любящий супруг. Семью разоряет, а не строит. На словах он верен жене и семье, но делом показывает, что ему жена не нужна. Как быть? Раз не любит жену, то пусть уходит. Но не уходит. Жене не оставлять мужа? Муж своими поступками утверждает, что он жену не любит и не хочет с ней жить. Выход из этой ситуации – жена может уйти от такого мужа. И дело не в том, кто выходил из дома или из квартиры. Муж разрушил семью своими поступками ранее. Жена в этой ситуации права. Люди могут видеть, что жена ушла и как бы разрушила семью, а Бог и жена знают, что разрушил семью муж. Слово «cwri/zw» (chorizo, номер по словарю Стронга – 5563) означает – отделять, разделять, разводить, удалять, разлучать, отлучать. Дело не в уходе ногами, а в разделении семьи. Уход – это формальное дело. То есть, он дерзкий, своевольный, подлый, и, если жена не выдерживает жить с ним под одной крышей и уходит от него, то разделил семью он, а не она. В таком же положении может оказаться муж.

Терпение. Предоставленная возможность верующей жене уйти от нерадивого мужа – это не повеление разводиться, – это только возможность. Терпеть желательно как можно дольше. Терпеть и размышлять над тем, почему Бог допустил такой выбор. То, что Бог свел двух этих людей, не случайно. Также и муж не должен спешить разводиться при первом напряжении, которое возникло по вине жены. Естественно, что далеко не каждый может выдержать и жить в разрушенных семейных отношениях, в состоянии постоянного стресса. Далеко не каждый духовный супермен. Далеко не каждый может, постоянно пребывая в молитве и наполняясь силою Святого Духа, философски смотреть на все свои проблемы и терпеть. В какой-то момент силы уходят и уходит из семьи человек.

Апостол Павел пишет о том, что неверующий муж может уверовать под влиянием верующей жены. Также и неверующая жена может уверовать, имея перед глазами образец праведности в делах мужа. Но также и у верующего не все просто. Неверующий – это искушение для верующего. Неверующий может ввести верующего в грех: «…Худые сообщества развращают добрые нравы.». Уйти от неверующего может быть просто необходимо: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;» (Рим.16:17). Ведь эти слова имеют отношение и к мужьям.

Уходить верному или нет, это его выбор. И он должен быть честен перед собой и перед Богом. Для себя он должен решить, он уходит от невыносимых условий или по своему капризу, по своему необузданному желанию лучшего. Не есть ли грубость неверующего (даже если есть) только повод для ухода? Людей можно обмануть, но Бога – нет: «Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца.» (Прит.21:2).

Вынужденное безбрачие. В одиннадцатом стихе седьмой главы Господь повелевает тому, кто оставил супругу или супруга оставаться безбрачным: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены [своей].» (1 Кор.7:10-11). Это повеление является дисциплинарной мерой для уходящего. Он разорвал брак, и поэтому он не имеет права на второй брак. Он нарушил волю Божью. Бог его стесняет этим запретом. И не имеет значения то, кто ушел – муж или жена, верующий или неверующий, иудей или язычник. Этот же принцип распространяется и на того ушедшего, о ком говорится в пятнадцатом стихе.

Конечно, сейчас в мире, да и в христианских общинах не обращают внимания на этот запрет. Человек разрушил семью и тут же создает другую. А может потом и третью и т.д. Господь попускает такие дела. Но таким образом человек совершает безусловный грех, – это путь в погибель.

Злоупотребления. В семье возможны злоупотребления. Муж провоцирует жену на скандал. Это повторяется достаточно долго, и жена уходит от мужа. Или жена ведет себя подобным образом. Люди видят одну картину, а Бог видит то, что происходит в действительности. Ответ же тому, кто творит подобное, предстоит держать перед Богом. Но чаще происходит так, что супруги отвечают на зло взаимно. В семье склоки, в которых нет праведных. Если такая семья разваливается, то уже ни один из супругов не имеет права на второй брак.

16. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

17. Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.

Стихи 18-24

Принцип сохранения семьи обобщается и распространяется и в другие сферы жизни христиан.

18. Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.

19. Обрезание ничто и необрезание ничто, но [все] в соблюдении заповедей Божиих.

20. Каждый оставайся в том звании, в котором призван.

21. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.

22. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.

23. Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков.

24. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

В формально религиозном (обрезание – необрезание), социальном (раб – свободен). Так как все зависимости перекрываются отношениями с Богом.

В двадцатом стихе слово «звание» подразумевает статус христианина. Идея стиха следующая: кто в каком статусе призван, в том каждый и оставайся. В двадцать четвертом стихе слова «звание» нет в тексте.

Стихи 25-33

25. Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть [Ему] верным.

Здесь используется греческое слово «parYe/nov» (parthenos, номер по словарю Стронга – 3933). Его значение есть – дева, девственница, девица; а также мужской род – девственник (непорочный мужчина). В подстрочном переводе буквальное эквивалентное значение – «девушек». Но такое значение не согласуется в пределах синтаксического целого, завершение которого в двадцать шестом стихе – «человеку». Словом, «человек» обозначено родовое понятие для понятий «мужчина» и «женщина». Соответственно, ему должно соответствовать родовое понятие для понятий «девственница» и «девственник». А таким родовым понятием могут быть понятия «девственники» или «девственность». Поэтому в синодальном переводе для слова «parYe/nov» (parthenos) выбрано значение «девства». Может быть также значение «девственников».

26. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.

В стихе используется слово «e'ni/sthmi» (enistemi, номер по словарю Стронга – 1764) – наступать, надвигаться, угрожать. Это слово стоит в тексте в следующей форме: Глагол, Совершенное время, Действительный залог, Причастие/деепричастие, Винительный падеж, Единственное число, Женский род. Его точный перевод должен звучать как: наступившей (синонимы: пришедшей, сложившейся).

В стихе используется слово «a'na/gkh» (anagke, номер по словарю Стронга – 318). Значение по словарю Ньюмана: 1. необходимость, неизбежность, нужда; 2. бедствие; 3. принуждение, вынуждение; возможно насилие, пытка. (1. необходимость, обязанность; 2. нужда, лишения; 3. страдание, мука.)

Текст: “dia\ th\n e'nestw_san a'na/gkhn” (dia ten enestosay anagken) может быть переведен как: “по наступившей обязанности”.

Перифраз этого стиха будет таким: “Считаю итак это хорошо пребывать по наступившей обязанности, что хорошо человеку так быть”. В восемнадцатом стихе речь идет о призвании ко Христу. Человек обратился к Богу. И апостол Павел объясняет его новый статус. То есть, в связи с тем, что парень или девушка стали христианами им не следует менять свой статус. Если к настоящему времени по каким-то обстоятельствам парень еще не женился или девушка еще не вышла замуж, то дальше, в связи с тем, что они стали христианами, даже очень желательно не связывать себя супружескими узами, остаться девственниками и служить Богу.

27. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.

28. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.

«Скорби» – более точно «угнетение в плоти». Из-за неустроенности, как правило, проблемы возрастают вдвойне. См. далее анализ тридцать пятого стиха

29. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;

Слова «уже» в исходном тексте нет. «Коротко» – более точно «стеснено» или «сжато». Это не указывает на приближение чего-либо. Также и время существования человеческого рода на земле не растянуто на неопределенный промежуток. Выйти замуж, быть замужем, развестись – это не благо и не бедствие. Жениться, быть женатым, развестись – это не благо и не бедствие. И не имеющие жен, как имеющие. Одинокие должны быть спокойны, уверенны и не считать себя ущербными.

«И не имеющие мужей, как имеющие» – эта идея означает, что семья не абсолютная ценность в жизни человека на земле. Есть дела с более высокими приоритетами. Акцент затрачиваемых усилий должен переносится с семьи, с угождения друг другу за пределы семь – на служение ближнему. Аналогично, и имеющие мужей, как не имеющие.

30. и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;

«…Плачущие, как не плачущие»; – это значит, что не огорчайтесь сильно от ваших земных неурядиц. Не печальтесь чрезмерно. Все равно вся картина вам не известна. Неприятностей может быть и больше. Не поддавайтесь сатане на его обман. Он пугает. И еще потому, что то, что случилось или происходит под контролем у Господа. А Он не допустит искушений сверх сил.

«…Радующиеся, как не радующиеся» – это значит, что не радуйтесь чрезмерно вашим земным радостям. Все равно вся картина не известна. Радость обеспечил вам Господь. У Него же приготовлено для вас несравненно больше.

«…И покупающие, как не приобретающие». Не особенно восторгайтесь покупками. Не стремитесь к ним. Это радости кратковременные.

То есть, чувства Христос не запрещает, но чувственная жизнь, чувственные состояния не должны превалировать в душе человека над его духовной жизнью.

31. и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.

«…Пользующиеся миром сим, как не пользующиеся» – это значит не привязывайтесь, к тому, что в миру. То, что видимо, что в миру – это образ, наружность, внешность. Иными словами – мир – это только видимость, оболочка и она не вечна. Пустота мира. Здесь идея: важно яйцо что в скорлупе, а не скорлупа яйца, а яйцо – это вечность с Богом. Скорлупа – это мир, – это только мираж. Быстро проходят мирские радости. Быстро проходят мирские привязанности, то и не держитесь за них. Хобби, строительство, благоустройство и т.п. Иными словами, не привязывайся к миру, будь готов умереть в любой момент.

Верные Божьи люди не привязываются ни к эпохе, ни к обстоятельствам, ни к территории, ни к роду, ни к тому, о чем сейчас говорят: политика, наука, искусство и т.п.

32. А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;

Объяснение в стихе 32 – без забот, не обремененные заботами. Женатый разделен между служением и домом.

33. а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:

Есть разность” – это должно быть заменено на “Он разделен”.  И эти два слова должны завершаться точкой. Оказался разделенным Соломон, Самсон.

между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу” надо заменить следующим текстом из подстрочного перевода: “И женщина незамужняя и девушка заботиться о (котором) Господа”.

34. незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.

35. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.

“без развлечения” – в греческом языке это одно слово, которое может быть переведено как “безотвлеченно”. То есть, апостол желает читателям, чтобы они служили Богу не отвлекаясь. То, о чем говорит апостол Павел, подтверждает также и Иисус. Если человек может отказаться от семьи и о тех, радостей, которые можно найти в семье и стать служителем Божьим, то пусть становится: это для него лучше.

 

«Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.»

(Матф.19:10-12)

 

Для духовного взросления лучше быть одиночкой. Второй в трудную минуту может и утешить, и успокоить, но в это время у него снижается интенсивность движения к Богу. Внимание устремляется к другому и духовный рост тормозится.

Стихи 36-38

36. Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.

Подстрочный перевод: «Если же кто-либо поступать нехорошо относительно девушки его считает если будет перезрелая, и так долженствует делаться, которое желает пусть делает; не грешит; пусть женятся.» 

Слово «au'to/v» (autos, номер по словарю Стронга – 846) имеет значение «себя» и род его мужской. «'thn parye/non au'tou» (ten partenon autou) –  эта фраза, переведенная как «своей девицы» дословно имеет такое значение «себя (от лица мужчины) девственника (мужской род)» или «себя девственницы». Далее по тексту на греческом языке стоит слово «u;pe/rakmov», (uperakmos, номер по словарю Стронга – 5230) обозначающее «перезрелый». Это слово стоит в мужском роде.

В стихах 37 и 38 использует выражение «thn e;autou_; parye/non» (ten partenon autou). Здесь использовано греческое слово «e;auto/v_;» (autos). Это возвратное местоимение, но не притяжательное и его род мужской. Здесь тоже местоимение и имя существительное не согласованы.

37. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.

·         не будучи стесняем нуждою – не имеющий необходимости или не принуждаемый.

·         но будучи властен в своей воле – властен в своих желаниях.

Соблюдать – охранять, оберегать, стеречь, блюсти.

Возможно должен быть перевод «соблюдать себя девственницей» или «соблюдать себя девственником».

38. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.

«Выдающий замуж» может быть переведено и в мужском роде, а именно, «женящий», «женящийся».

Если сравнить использование слова «'thn parye/nov» (parthenos) с тем как оно использовано в двадцать пятом стихе (приложение 1) то вместо фразы «своя девица» или «своя дева» следует использовать фразу «себя девственника» или «себя девственницу». Хотя это не соответствует русской грамматике.

С теологической точки зрения использование фразы «себя девственника» или «себя девственницы» обосновано, оправдано и объяснимо. Кроме того, идея безбрачия – чтобы одинокие христиане так и оставались одинокими, подтверждается в седьмой главе в стихах 7, 8, 15, 25-26, 27-35, 40.

Иными словами, если кто, непоколебимо тверд в своем сердце (оставаться девственником или девственницей), не будучи стесняем нуждою, властен в своей воле решил не жениться (или не выходить замуж), тот поступает лучше, чем тот, кто женится (или выходит замуж). Эта идея уместна на все времена и для всех народов.

Дополнительные анализ тридцать шестого, тридцать седьмого, тридцать восьмого стихов предложен в приложении 1.

Стихи 39-40

Тридцать девятый стих используют для того, чтобы установить правило – избранница для верующего тоже должна быть верующей. Но есть ли такое требование в Библии?

39. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.

40. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

Имеет место также и симметричный вопрос: “Избранник для верующей должен ли быть верующим?” На оба вопроса ответ один тот же. – Нет! Совсем не обязательно чтобы избранница для верующего была верующей. Совсем не обязательно чтобы избранник для верующей была верующим. Такого требования нет в Новом Завете.

Но, во-первых, здесь речь идет о вдове, которая могла бы искать себе мужа. Но также можно понимать симметрично. То есть, речь идет о вдовце, который мог бы искать себе супругу.

Во-вторых, этот текст понят поверхностно и неправильно.

Традиционно этот стих понимают следующим образом – избранник для вдовы должен быть христианином (избранница для вдовца должна быть христианкой). Так ли это? Сопоставим этот текст с другим в этой же главе: «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.» (1 Кор.7:12-13). Если христианка жила с неверующим, то он мог быть и упорствующим грешником, и лояльным к верующим. То, каким по убеждениям или по образу жизни должен быть муж христианки, в Новом Завете даже не обсуждается. То есть, муж мог бы быть и исчадием ада. И жена не должна была его оставлять. А если муж вдруг умер, и она стала вдовой, то теперь, в соответствии с требованием, выставляемым в отношении будущего супруга, она должна выходить замуж за христианина в Господе.

Но христианин в Господе – это не просто член конфессии, не просто тот, кто крестился и вошел в конфессию. Это очень ревностный и богобоязненный, духовно зрелый человек, а не просто член общины. Далеко не о всех, кто крестился можно сказать, что они в Господе. Почему вдруг так усилилось требование к будущему супругу? В Новом Завете нет безусловных требований о том, чтобы избранники или избранницы христиан, которые еще не были в браке, тоже были христианами. Почему нет подобного требования к избранникам для тех, кто не был замужем? Почему для вдовы, которая намерена выйти замуж (или для вдовца, намеревающегося жениться) такое сильное требование, превращающееся в непреодолимое ограничение? Ведь в современных христианских общинах такие верующие – редкость. Как правило, они уже чьи-то супруги. Или они вполне могут не пожелать жениться. И их реально мало. И для вдовы практически нет таких кандидатов. В требованиях для различных категорий потенциальных невест нет единообразия. Почему нет универсальности? На этот вопрос нет ответа ни у кого.

Подстрочный вариант: «Жена связана на сколькое время живёт муж её; если же упокоится муж, свободная есть [за] которого желает выйти замуж, только в Господе.»

В исходном тексте нет слова “законом”. Обстоятельство “только в Господе” управляется словом “желает (хочет, любит)”, но не “которого” и не “выйти замуж”. Слово “желает” ближе к обстоятельству “в Господе”, чем слово “которого”. Толкование: «…Желает…только в Господе». Вдова свободная в своем желании, но желание должно быть в Господе. То есть, в Господе должно быть желание, мотив поведения, а не избранник или для вдовца – избранница. То есть, вдова или вдовец должны хорошо подумать над своими планами и намерениями. Должны подумать, так уж ли важно им снова связывать себя узами брака. Будет ли это содействовать активному служению Богу. Согласованны ли их намерения с волей Божьей.

Эта идея в общем виде подтверждается следующими стихами: «И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.» (Флп.4:7), «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:» (Флп.2:5), – и еще – «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.» (Гал.5:6).

Христиане свободны, но прежде всего для служения Богу и ближнему, а не для дел плоти: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу.» (Гал.5:13). Идея же о том, что и мысли, и дела должны быть в Господе, справедливы для каждого христианина – для одиноких, женатых, замужних, разведенных, вдов или вдовцов.

Требование о том, чтобы избранник или избранница тоже была верующей повлекло еще некоторые проблемы. В процессе выполнения этого требования произошла подмена. Под “верующим в Господе” иногда подразумевается член той же конфессии (или той же общины) где и тот, кто ищет супруга или супругу, как правило, член своей же конфессии, где ищущий супругу (супруга). Ко всему, если бы это требование и существовало, то реальное его исполнение было бы только случайным, но не систематическим. Далеко не все избранники того, кто искал супругу или супруга в своей конфессии и нашел, будут “в Господе”. Далеко не все верующие в любой конфессии есть верующие в Господе. Но те, кто объединился в супружескую пару и их ближние будут убеждены, что требование выполнено. При этом все возможные кандидаты из других конфессий автоматически объявлены как те, кто не в Господе. Более того, выбор избранника или избранницы из иной конфессии не поощряется, а порой и запрещается.

Это правило, – человеческое правило, – распространили и на тех, кто женится (или выходит замуж) впервые.

Кроме того, в религиозном мире существует давление мирских стереотипов. Один из них: “Все люди должны пароваться, так как одиночки нечто не совсем нормальное”. Но в Учении Христа нет такого требования. Но наоборот. Учение Христа рекомендует оставаться одиноким и служить Богу. О чем написано выше.

Приложение 1. Анализ 1 Кор.7:36-38

Существуют различные толкования этих стихов с учетом того, что используется фраза «своя девица». Насколько они разумны и реальны?

1. Ситуация: парень – девушка. Если парень и девушка (одинокий мужчина и одинокая женщина) из разных семей, то какое он может иметь отношение к тому, чтобы она оставалась одинокой. При чем здесь исполнение следующих условий:

·         Непоколебимо тверд в сердце своем в том, чтобы сохранять незамужней девушку (женщину) из другой семьи.  Абсурдная ситуация.

·         Не имеющий необходимости жениться. Не принуждаем жениться. Если решение собственное, то это требование абсурдное.

·         Управляет своими желаниями. Если речь идет по отношению к определенной девушке, то тоже абсурд.

 Эти условия имеют скорее отношение к решениям, принимаемым в отношении своего будущего, а не чьего-то.

2. Ситуация: жених – невеста. То есть, они обручены. Такой статус не может оставаться вечным. Либо они должны пожениться, либо расстаться.  Если расстались, то они оказываются в положении «Парень - девушка». Если же решили остаться в таком статусе навсегда, то нужно обоюдное решение, а в стихах 36 и 37 не упоминается об обоюдном решении.

3. Ситуация: отец – дочь. Первый вопрос: «Почему в этих стихах нет именно этих терминов – отец и дочь?» И вопросы, что следуют из первого: «Что препятствует назвать девицу дочерью как в книге Деяния апостолов? Почему следует подразумевать дочь и отца? Какие основания рассматривать это ситуацию?»

Второй вопрос: «До какого возраста дочери отец имеет власть над дочерью?» Третий вопрос: «В каком положении оказывается дочь, если отец после принятия решения в отношении дочери, умирает?» Четвертый вопрос: «Какой смысл имеют перечисленные выше условия в этой ситуации?» Вот как звучат перечисленные выше условия:

·         Отец непоколебимо тверд в своем сердце в том, чтобы сохранять незамужней свою дочь. Разве для этого нужна непоколебимая твердость? Как он может определять ей будущее, не зная, что произойдет завтра? Еще допустимо быть непоколебимо твердым, чтобы не выдавать за кого-то конкретного (негодного человека), но быть таким, чтобы не выдавать ни за кого? Это, по крайней мере, странно? Либо у отца психические проблемы.

·         Отец не имеет необходимости выдавать свою дочь. Не принуждаем выдавать свою дочь.  Не принуждаем выдавать свою дочь нуждою.  Чем или кем может быть принуждаем отец? Возможно, что нуждою? 

·         Управляет своими желаниями. Зачем нужен отцу такой самоконтроль, если речь идет только о том, чтобы не выдавать свою дочь замуж?

·         Отец считает приемлемым (не неприличным) оставить свою дочь незамужней.

Требования или условия либо завышены, либо просто бессмысленные.

Еще одно замечание. Эти слова адресованы христианам и отцу, и, возможно, дочери. В таком случае, что это за диктаторское поведение? Это образ жизни домостроя. Можно ли отсюда извлечь принцип на все время существования христианства и для любой страны?  Тем более, что речь идет не о том, чтобы дочь просто не выходила замуж, а о том, чтобы не выходила замуж ради служения Христу, Церкви, ближнему. А это уж никак не отец должен решать.

4. Если же речь идет о мужчине как о себе самом, то тогда все условия приобретают логику.

·         Я непоколебимо тверд в сердце своем в том, чтобы сохранять себя неженатым.

·         Я не имею необходимости жениться. Я не принуждаем жениться (своей плотью или кем-то со стороны).

·         Я управляю своими желаниями. Не имеет значения объект страсти. Я управляю своими желаниями по отношению к любой девушке или к любой женщине.

·         Я считаю приемлемым (не неприличным) оставаться неженатым.

При выполнении этих условия я вполне могу принять решение не жениться. Речь идет о том, чтобы не женится ради служения Христу, Церкви, ближнему.

5. Если же речь идет девушке как о себе самой, то тогда тоже все условия приобретают логику.

·         Я непоколебимо тверда в сердце своем в том, чтобы сохранять себя незамужней.

·         Я не имею необходимости выходить замуж. Я не принуждаема выходить замуж (нуждой, своей плотью или кем-то со стороны).

·         Я управляю своими желаниями. Не имеет значения объект страсти. Я управляю своими желаниями по отношению к любому парню или к любому мужчине.

·         Я считаю приемлемым (не неприличным) оставаться незамужней.

При выполнении этих условий девушка вполне может принять решение не выходить замуж. Речь идет о том, чтобы не выходить замуж ради служения Христу, Церкви, ближнему.

Эти рекомендации апостола согласованы со словами Христа: «Кто может вместить, да вместит».

«Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.»

(Мф.19:11-12)

И тогда здесь (стихи 36-38) только детализируются условия, выполнение которых, позволяет оставаться одиноким.


[1] Смотри дальше «О возможности повторного брака».

[2] Смотри дальше «Учение Христа об основаниях брака».

#Замуж #скопцы #желания #свободен #развод #девушка #незамужняя

Валерий Колесник

13.10.2016

Похожие тексты

 

Супружество. Здесь.

Где ты, любовь? Молчит тревожно звонок. Здесь.

О ревности. Здесь.

Последствия грехов родителей – страдания детей. Здесь.

Избранница для верующего тоже должна быть верующей. Есть ли такое требование в Библии? Здесь.

Христианская любовь. Что это?
(1 Кор.13:4-8а). Здесь.

О возможности повторного брака (1 Кор.7:15). Здесь.

О безбрачии (1 Кор.7:36-38). Здесь.

Прерывание беременности. Что об этом говорит Библия? Здесь.

Учение Христа об основаниях брака. Здесь.

И примешь ты смерть от себя самого, или О родовом сознании израильтян. Здесь.

Семья – предпоследний этап. Здесь.

Прилично – неприлично, пристойно – непристойно. Здесь.

Лобзание святое. Это ж как? Здесь.

Секс до брака, или Отдаваться ли мужчине до свадьбы? Здесь.

Счастье, ты где? Здесь.

В чем тяжесть греха прелюбодеяния? Здесь.

Семья и Царство Небесное. Здесь.

О единстве с Богом. Здесь.

От эрос к агапе. Здесь.

Сексуальное удовлетворение VS радость от Святого Духа. Здесь.

О влюбленности. Здесь.

Что значит верующей выйти замуж за неверующего. Здесь.

  Что значит верующей выйти замуж за верующего. Здесь.

О привлекательности. Здесь.

Богу противен развод. Здесь.

Как искать своего мужчину. Здесь.

Опасности повторного брака. Здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий