Нужна ли прихожанам теология?
“Прихожане” не очень корректное слово в отношении христиан. Речь идет о тех, кого чаще учат проповедями и уроками, о тех, кто больше слушает? Так вот нужна ли теология учащимся или только тем, кто учит? Нужна. И ниже объяснение этой потребности.
Теология – это человека представление о себе и о Боге. Теология – это представление о том, какие должны быть отношения между Богом и человеком (между Богом и мною). Теология или доктрина – это детализации и тщательное объяснение Учения Христа. Такое представление формируется как результат чтения Нового Завета, как результат исследования Нового Завета, как результат переживания утверждений, притч, идей Нового Завета. Теология – это результат раскрытия Нового Завета для современного общества, для современной среды, для современных условий. В каждой эпохе и в каждом обществе теология должна уточняться и применяться к новым условиям. В каждой конкретной конфессии теология представляется в виде вероучения этой конфессии. Естественно, что развитые доктрины для любых конфессий должны совпадать. У них единый источник – Новый Завет, более того, – Учение Христа. Но в реальности такого совпадения, увы, нет. Вероучения отличаются и порой весьма сильно.
Существуют две крайности при создании теологии. Первая. При изучении Нового Завета полностью отбрасывается весь субъективный опыт, хотя опыт верующего в большей или меньшей степени формируется под управление Святого Духа. Другая крайность – это теология полностью основана на личных ощущениях, на личных мнениях. Обращение к Новому Завету поверхностное, буквалистское. В обоих случаях получается очень убогая теология. Если на эти крайности смотреть как на крайние точки шкалы, то между этими точками на шкале есть множество теологий. В них сочетается в разной степени и формализм, и субъективность, и законничество. Порой просто тома словоблудия выдаются за теологию.
В религиозной практике христианских общин теология необходима как воздух. Теология необходима любому религиозному движению, любой конфессии. В общем-то она и существует:
- конфессии имеют теологию,
- каждый верующий имеет свою теологию,
- каждый читающий Библию имеет свою теологию,
- каждый неверующий, осознает он это или нет, имеет свою теологию,
- каждый упорствующий грешник, осознает он это или нет, имеет свою теологию.
Вопрос в том, что содержит каждая из таких теологий. Порой это просто набор мирских сентенций и совершенно искаженное понимание о Боге Едином и Всемогущем. Если в пользовании конфессии не будет вдумчивой и серьезной теологии, то конфессия будет пользоваться суррогатом. Что и происходит повсеместно.
Пользование слабой или искаженной теологией имеет негативные последствия – слабое, неубедительное или неправильное объяснение природы Бога. Отсюда следствие – неправильная мотивации или отсутствие мотивации для жизни разумной и в гармонии с Богом. Отсюда следствие – неправильное поведение христиан, безбожная жизнь, крах с точки зрения вечности, да и в земной жизни ничего хорошего. Современные христиане порой отличаются от неверующих только внешне: не ругаются матом, не много пьют, не осуждают явный грех, равнодушны к чужой нужде. А по сути они остаются мирскими людьми. Общины, наполненные такими так называемыми христианами, являются благовоспитанными мирскими объединениями – клубами по интересам, но не Церковью Божьей. Отчасти это происходит потому, что члены общин плохо научены или не научены. А это потому, что слабые учителя. В сознании учителей убогая теология. Более детально о плохих последствиях пренебрежения доктриной или теологий можно прочитать например, здесь. Иными словами, теология нужна прихожанам посредством их учителей. Да и учащиеся вполне могут вчитываться и вникать в теологию. Хорошая теология не такая уж и сложная.
Во многих конфессиях отвергают плохую теологию, и при этом называют ее теологией вообще. Вместо того, чтобы очистить плохую и укрепить слабую теологию, перечеркнули и отвергли всякую теологию. Вместе с водой выплеснули и ребенка. Но “свято место” пусто не бывает. Вместо плохой теологии и теологии вообще в жизнь конфессии все равно приходит некая теология, но теология бедная, убогая, поверхностная. Верующие пренебрегли поиском глубокой, основательной и надежной теологии. И тогда в сознании проповедников, учителей, пастырей укореняется теология пустая и поверхностная. Вместо глубоких идей и доктрин Учения Христа на смену приходит теология, переполненная мирскими стереотипами и сентенциями, трюизмами, штампами и клише.
Верующим необходимо трудиться и создавать глубокую теологию, которая основана на Учении Христа. С этой точки зрения, ниже перечислены темы, которые, по мнению автора, должны быть исследованы и раскрыты в первую очередь. Именно их недостает для того, чтобы иметь теологию с большой буквы – Теологию Христа.
Чем более глубокая теология, тем более сложных вопросов будет ею закрыто, тем больше верующих разрешат возникающие сложности в своих отношениях с Богом.
- Божье провидение сейчас (добро и благодать – смирение и боль).
- Божье провидение в прошлом (в обстоятельствах).
- Божье провидение в прошлом и сейчас в сознании человека.
- Милость Божья. Благодать Божья. Благодать в жизни человека.
- Дела Божьи (много путей, много результатов).
- Личностные качества Бога. Личность Бога.
- Личностные качества человека. Личность человека. Свобода выбора. Выбор добра.
- Совесть человека.
- Действие Святого Духа.
- Действие сатаны сейчас
- Противодействие сатане.
- Духовная сила Бога. Бог есть дух.
- Духовная сила человека.
- Мудрость Божья.
- Мудрость человека.
- Духовный рост человека (положительные изменения, длительность).
- Плоть. Борьба с плотью. В динамике. Как преодолеть плоть. Трудный рост христианского сознания. Длительное время.
- Молитва. Постоянство. В духе.
- Критерии, мотивы и опасность законничества. Ветхий Завет как закон. Формализм и ритуализм.
- Любовь к ближнему. Тема в полноте. Любовь к ближнему. Агапе во всех аспектах. Ближнего. Всегда. Вывод всех остальных заповедей из этой. Определение не любви.
- Не раскрыта идея праведности. Главное делать добро. Праведность – действие на добро, а не просто безгрешное бездействие. Инициативное и личное. Целостность Бога. Целостность человека.
- Дух и душа человека.
- Понятие “Личность” и понятие “Душа”.
- Обличение, осуждение и оценка греха. Обличение только при явном безусловном согрешении. Не за убеждения или по предположениям, не по надуманным правилам. За явный и дерзкий поступок.
- Механизм исследования Библии. Понимание образа. Принципы определения контекста. Дедукция и индукция
- Христос как человек (мужество, покорность, прагматизм, такт, деликатность, милость и т.п. Отсутствие комплексов, чувства вины и т.п.). Христос как идеальная личность. Герой на все времена. Структурное и функциональное определения.
- Закон сеяния и жатвы.
- Соблазн.
- Личный выбор.
- Отношения человека и поместной общины. Определение членства в общине.
- Свобода христианина.
- Личная встреча с Христом.
- Жизнь и единство со Христом. Бог и человек – взаимодействие. Глубокие личные отношения человека с Богом. Постоянное и непрерывное принятие самостоятельных решений. Жизнь и служение человека совместно с Богом. Жизнь и единство с Христом. Бог и человек – взаимодействие.
- Воспитание беззаветной любви к Богу.
- Мера и гармония во всех делах человека.
- Небеса.
- Ад и геенна.
- Греховные дела и неполезные дела. Различие.
- Стыд и грех.
- Война. Как грех и как наказание.
- Прощение – непрощение. Общение с миром, с отступниками. Епитимия. Суть прощения.
- Тотальная вера.
- Сосуществование конфессий. Определение секты, тоталитарной секты. Результат самообмана.
- Суть поклонения. Литургия.
- Закон и благодать. Отношение Ветхого завета и Нового. Сила Св. Духа. Ужесточение закона. Усиление спроса. Требования к мотивации. Большая свобода выбора.
- Руководство в общине в отсутствии старейшин. Новообращенные. Учителя – старейшины.
- Функции старейшин. Вместо духовного лидерства, существует крен в хозяйственные и административные дела. Разделение хозяйственных и духовных дел.
- Характеристика лжеучений и еретиков. Как с ними бороться.
- Исключение или отчисление из общины. Отношение к уходящим из общины (не должно быть чувства вины). Грех выводит из общины. Через процедуру обличения. Возвращение в общину. Покаяние или объяснение.
- Признаки принадлежности христианина общине. При том, что есть очень сильное разделение между общинами.
- Понимание “Святость”. Отсутствие лжи, недомолвок, нетактичного, неуважительного поведения.
- Культ здоровья.
- Различные виды греха.
- Различие между заповедью и советом.
- Зачем быть в общине.
- Как распознавать людей по делам.
- Как проходить испытания.
- Приход к Богу. Смирение. Обращение. Крещение.
- Объективное различие между доктриной и мнением.
- Постоянное, интенсивное воспитание человека Богом. Смирение и поощрение. Закон сеяния и жатвы.
- Дела и вера.
- Боль и страдание.
- Публичное и непубличное служение. Скромность публичного служителя.
- Христианское общение. Община – семья. Большее соучастие христиан в жизни общины.
- Различения добра и зла в мелочах.
- Одиночество – замужество.
- Смирение на практике.
- Различие между Учением Христа и вероучением конфессии.
- Идентификация конфессии и вероучение.
- Автономная христианская община.
#доктрина #прихожане #теология,
В этом блоге много текстов, которые являются попытками раскрыть какие-либо из перечисленных выше тем.
Валерий Колесник
01 марта 2006г.
Люди недовольны Богом. Здесь.
Критикуем власть. Как сладостно. Здесь.
Притча о талантах (жизнь -
супермаркет). Здесь.
Почему важно не обманывать себя. Здесь.
Не судите! – Да неужели! Здесь.
Здоровье. От врача или от Бога? Здесь.
Обсуждаем ближних (Обсуждение за
глаза). Здесь.
В христианских общинах не должно быть
командиров. Здесь.
Too many tears. Why? Стеснение и боль. Здесь.
Чувства верующих. Оскорбляли и будем
оскорблять. Соблазн и преткновение. Здесь.
Последствия грехов родителей –
страдания детей. Здесь.
О неправильном понимании греха. Учитесь
различать грех. Здесь.
Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не
пропасть поодиночке Единство и спасение. Здесь.
Опыт рождает надежду. Здесь.
Почему многих в финале ждет
старческий маразм? О маразме. Здесь.
Возлюби ближнего. Здесь.
Что такое ересь? Здесь.
Заблуждение религиозного человека. Здесь.
Общение христиан и не только
христиан. Здесь.
Абсолютное воздержание от спиртного.
Есть ли такое требование в Библии? Здесь.
Требует ли Библия покрывало на
женской голове? Здесь.
Отношения между христианами. Здесь.
Поездка на семинар. Здесь.
Замороженные конфликты (1 Кор.6:7). Здесь.
Христианская любовь. Что это? (1
Кор.13:4-8а). Здесь.
Разговор Иисуса Христа с эгоистом. Здесь.
Стиль поведения молодежного
религиозного лидера. Памятка лидеру. Здесь.
Памятка любителям домашних животных. Здесь.
Трудны ли заповеди Христа? Здесь.
Перемены каждый день, или О монотонных буднях. Здесь.
Почему христианство утратило
привлекательность. Здесь.
Для моей внучки. Здесь.
Встречаем Христа непорочными или
чуть-чуть порочными? (1 Кор.1:8) Здесь.
Прилично – неприлично, пристойно –
непристойно. Здесь.
Лобзание святое. Это ж как? Здесь.
Секс до брака, или Отдаваться ли
мужчине до свадьбы? Здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий