Стратегия блога

Стратегия блога 1. Вернуть христианству позитивный образ. Отделить от Учения Христа то, что принесло законничество и конфессионные вероучения. Учение Христа вместо религиозности. 2. Показать тотальное действие Бога через социальные законы, действующие в обществе. Учение Христа вопреки эволюции и материализму. 3. Продвинуть идею автономных общин. Вопреки организованным конфессиям. 4. Показать Библию как источник ответов на сложные житейские вопросы. Вопреки внутриконфессионному законничеству. 5. Вернуть людям этическую систему Христа. Вопреки секулярным этическим кодексам.

Лобзание святое. Это ж как?

Лобзание святое. Это ж как?

В Новом Завете упоминается такое действие как «лобзание святое».

 «Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.»

(2Кор.13:12)

 «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.»

(1Фесс.5:26)

Читатели Нового Завета, несмотря на архаичность русского языка синодального перевода Библии, понимают, что речь идет о поцелуе.

 

«Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.»

(Рим.16:16)

«Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.»

(1Кор.16:20)

«Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь.»

(1Пет.5:14)


Тем более, что во всех процитированных стихах в греческом языке используется слово «fi/lhma», (philema, номер по словарю Стронга – 5370) которое обозначает поцелуй, целование, лобзание. Но в Новом Завете не оговорено то, куда должны целовать друг друга христиане при встрече: в губы или в щеку. Публичный поцелуй в губы для многих смущение и дискомфорт. Тем более, что по мирскому этикету, даже в щеку не принято целовать, но целуют воздух возле щеки, а поцелуй только имитируется. Из-за этого «упущения» Нового Завета в христианских общинах время от времени рождаются дискуссии.

В древности знали, что поцелуй в губы – это нечто «вкусное»: «В уста целует, кто отвечает словами верными.» (Прит.24:26).

Поцелуй в губы был одной из ласк в сексуальных играх. Ни Закон Моисеев, ни Ветхий Завет в целом не осуждает, не отвергает, не запрещает эту форму поцелуя никаким образом. О чем свидетельствует Песня песней: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина.» (Песн.1:1), – и еще – «…Уста твои - как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных.» (Песн.7:10). В древности были намерения удалить Песню песней из Писания, удалив тем самым всякое упоминание о ласках влюбленных. Но Бог не допустил подобной люстрации.

Вот небольшая предыстория этих дискуссий в христианскую эпоху[1].

Это был прекрасный обычай, и Церковь, желая сохранить его, боролась с его злоупотреблениями. Афинагор (ок. 166 г.) настаивал на том, что этими поцелуями должно обмениваться с крайней осторожностью, потому что "если в них будет мельчайшая примесь скверны, мы лишимся жизни вечной" ("Прошение о христианах" 32). Ориген (нач. III в.) настаивал на том, что поцелуй мира "должен быть святым, целомудренным и чистым", а не подобным поцелую Иуды ("Комментарий на Послание Павла к Римлянам" 10,33). Климент Александрийский (кон. II в.) осуждает бессовестное злоупотребление поцелуем, который должен быть таинством, а вместо этого поцелуем "определенные люди вносят в церковь нездоровый элемент и дают повод для грязных подозрений и дурных разговоров" ("Педагог" 3,11).

Тем ни менее, не смотря на усилия многих Отцов Церкви "святое целование" не сохранилось как некое таинство (хотя во многих местах оно было частью причастия), а постепенно прекратило свое существование. К четвертому столетию поцелуями могли обмениваться только люди одного пола - священники приветствовали епископа, мужчины мужчин, женщины женщин. В этой форме поцелуй мира существовал в западной церкви до тринадцатого столетия. В восточных церквах этот обычай частично сохранился, он не угас еще в греческой церкви, в армянской церкви его заменили вежливым поклоном. Протестантизм возобновил этот обычай, но только лишь на небольшое время. Подр. см. комментарии Баркли.

Эта цитата свидетельствует о том, что в ранней церкви, как и сейчас, больше обсуждали ритуалы, форму, внешнее как в отношении поцелуя, так и в отношении всей христианской жизни. Как в суть Учения Христа, так и в его дух не сильно вникали. Но суть Учения Христа не в исполнении ритуалов. Христос не оставил ритуалов вообще и для поцелуя в частности. Потому в Новом Завете и не оговорено как правильно целоваться верующим, какой поцелуй является приличным или святым, а какой – нет.

Правильность поцелуя зависит от взаимоотношений между целующимися, от психологической атмосферы в момент поцелуя[2]. Форма поцелуя не столь существенна. Поцелуй в общем случае, не только как приветствие или прощание, может быть и в щеку, и в губы, и в руку, и в ногу. Возможны ситуации, когда целуют и в попу. Так может поцеловать мама младенца во время купания. И это не единственное обстоятельство для такого поцелуя.

Важно чтобы поцелуй вообще был без худших человеческих или плотских эмоций: без плотской страсти, без злого умысла. Хотя такое случается не так уж редко. Поцелуй как приветствие или как прощание должен быть таким же: без плотских страстей и эмоций. Святой поцелуй – это значит отделенный от мира, от мирских страстей. Святое лобзание – лобзание в котором нет подтекста, но выражает оно искреннюю радость при встрече или искреннее сожаление при прощании. Ниже приведены примеры того, какими могут быть поцелуи не святые, поцелуи с худшим смыслом. Примеры из Библии.

«Поцелуй Иуды» – иллюстрация предательства.

 

«Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?»

(Лук.22:47)

 

Был ли поцелуем любви поцелуй Иуды? По форме поцелуй наверняка был правильным: соответствовал традициям того времени. Но по сути – нет.

Еще пример поцелуя, который хоть и не состоялся, но задумывался как подлость.

 

«И сказал Иоав Амессаю: здоров ли ты, брат мой? И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его. Амессай же не остерегся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот, так что выпали внутренности его на землю, и не повторил ему [удара], и он умер. Иоав и Авесса, брат его, погнались за Савеем, сыном Бихри.»

(2Цар.20:9-10)

 

Был ли такой поцелуй поцелуем любви?

Вот пример из ранней библейской истории.

 

«Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой. Он подошел и поцеловал его. И ощутил [Исаак] запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь;»

(Быт.27:26)

 

Был ли поцелуем любви поцелуй Иакова? Вопрос риторический.

Невозможно пройти мимо вот этих слов.

 

«Она схватила его, целовала его, и с бесстыдным лицом говорила ему: "мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои;»

(Прит.7:13)

 

Был ли поцелуем любви поцелуй блудницы? Да это поцелуй любви, но какой? Христианской ли?

В Библии есть четкое определение поцелуя неугодного Богу.

 

«Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего.»

(Прит.27:6)

 

И вот еще ситуация, в которой поцелуи были отвратительны в глазах Бога.

 

«Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его.»

(3Цар.19:18)

 

И еще один пример из Ветхого Завета. Но пример иного рода.

 

«И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.»

(Быт.45:14)

 

Был ли поцелуем любви поцелуй Иосифа? Безусловно. Это была радость встречи, после длительной разлуки.

И об этом поцелуе можно не сомневаться. Прощание было искренним: «Отрок пошел, а Давид поднялся с южной стороны и пал лицем своим на землю и трижды поклонился; и целовали они друг друга, и плакали оба вместе, но Давид плакал более.» (1Цар.20:41). Давид с Ионафаном больше не виделся. Возможно Давиду это было открыто.

Но вот еще один пример особого рода.

 

«И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;»

(Лук.7:44-45)

 

Иисус упрекает хозяина дома за то, что тот не оказал должного приветствия, но главное не этот упрек. Греческое слово «katafile/w» (kataphileo, номер по словарю Стронга – 2705), переведенное на русский язык «целовать», обозначает: нежно ласкать, целовать, целовать много раз, расцеловывать. Интересно, какая реакция была бы в современном обществе, если бы женщина публично целовала ноги мужчине, который не является ее мужем? А были ли ее поцелуи поцелуями любви (не сексуальной)? Можно не сомневаться. Да! Это были поцелуи любви.

С точки зрения моралистов, в которых в церкви никогда не было недостатка, Христос допустил нечто более «ужасное» чем поцелуй между братом и сестрой в губы. Христос не только, не регламентировал форму поцелуя, но наоборот, показал до какой степени любви и нежности могут подниматься отношения между христианами в общине: «…Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;» (Рим.12:10).

Без оговорок. Всех со всеми. Ведь эгоизм в общинах зашкаливает.

При личной встрече поцелуй в губы может быть и между братом и сестрой – христианами. Между ними вполне могут быть дружеские, более того, братские отношения – такие, что допускают такой поцелуй. Но не все это правильно поймут в общине. Из-за таких вот «непонятливых» при людях, возможно, лучше воздержаться от такого приветствия. Чтобы не притыкать таких вот «непонятливых».

Вопрос не в форме поцелуя, а в тех отношениях в общинах, которые должны быть между христианами: между братьями, между сестрами, между братьями и сестрами. В Церкви духовно зрелые верующие перерастают чувственность. И уже не имеет значения кто рядом, мужчина или женщина – рядом дорогое духовное существо. К сожалению, в общинах чаще нет, ем есть, те нежные и ласковые отношения, какие можно увидеть между братьями и сестрам в очень благополучных и дружных семьях. Так еще и неумеренные ревнители нравственности ставят барьеры между христианами.

Мой призыв к христианам: стройте в общинах отношения любви, милосердия, единомыслия взаимного угождения и заботы. А форма приветствия определится сама по себе.

#щека #смущение #дискомфорт #поцелуй #лобзание #поцелуй_в_губы #отношения_в_общине


[1] Святое лобзание - что это? Что имели в виду новозаветные авторы и что это значит для нас?  [Электронный ресурс]: Сайт Живой журнал. Режим доступа https://f-georgiy.livejournal.com/6978.html (дата обращения: 08.11.2021)

[2]  Смотри дальше «Прилично – неприлично, пристойно – непристойно».

Колесник Валерий
17.02.2019
 
Адрес блога.
Страница в Facebook

Похожие тексты

Супружество. Здесь.

Где ты, любовь? Молчит тревожно звонок. Здесь.

О ревности. Здесь.

Последствия грехов родителей – страдания детей. Здесь.

Избранница для верующего тоже должна быть верующей. Есть ли такое требование в Библии? Здесь.

Христианская любовь. Что это?
(1 Кор.13:4-8а). Здесь.

О возможности повторного брака (1 Кор.7:15). Здесь.

О безбрачии (1 Кор.7:36-38). Здесь.

Прерывание беременности. Что об этом говорит Библия? Здесь.

Учение Христа об основаниях брака. Здесь.

И примешь ты смерть от себя самого, или О родовом сознании израильтян. Здесь.

Семья – предпоследний этап. Здесь.

Прилично – неприлично, пристойно – непристойно. Здесь.

Секс до брака, или Отдаваться ли мужчине до свадьбы? Здесь.

Счастье, ты где? Здесь.

В чем тяжесть греха прелюбодеяния? Здесь.

Семья и Царство Небесное. Здесь.

Седьмая глава первого послания коринфянам. Здесь.

О единстве с Богом. Здесь.

От эрос к агапе. Здесь.

Сексуальное удовлетворение VS радость от Святого Духа. Здесь.

О влюбленности. Здесь.

Что значит верующей выйти замуж за неверующего. Здесь.

Что значит верующей выйти замуж за верующего. Здесь.

О привлекательности. Здесь.

Богу противен развод. Здесь.

Как искать своего мужчину. Здесь.

Опасности повторного брака. Здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий