Лобзание святое. Это ж как?
В Новом Завете упоминается такое действие как «лобзание святое».
«Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.»
(2Кор.13:12)
«Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.»
(1Фесс.5:26)
Читатели Нового Завета, несмотря на архаичность русского языка синодального перевода Библии, понимают, что речь идет о поцелуе.
«Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.»
(Рим.16:16)
«Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.»
(1Кор.16:20)
«Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь.»
(1Пет.5:14)
Тем более, что во всех процитированных стихах в греческом языке используется слово «fi/lhma», (philema, номер по словарю Стронга – 5370) которое обозначает поцелуй, целование, лобзание. Но в Новом Завете не оговорено то, куда должны целовать друг друга христиане при встрече: в губы или в щеку. Публичный поцелуй в губы для многих смущение и дискомфорт. Тем более, что по мирскому этикету, даже в щеку не принято целовать, но целуют воздух возле щеки, а поцелуй только имитируется. Из-за этого «упущения» Нового Завета в христианских общинах время от времени рождаются дискуссии.
В древности знали, что поцелуй в губы – это нечто «вкусное»: «В уста целует, кто отвечает словами верными.» (Прит.24:26).
Поцелуй в губы был одной из ласк в сексуальных играх. Ни Закон Моисеев, ни Ветхий Завет в целом не осуждает, не отвергает, не запрещает эту форму поцелуя никаким образом. О чем свидетельствует Песня песней: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина.» (Песн.1:1), – и еще – «…Уста твои - как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных.» (Песн.7:10). В древности были намерения удалить Песню песней из Писания, удалив тем самым всякое упоминание о ласках влюбленных. Но Бог не допустил подобной люстрации.
Вот небольшая предыстория этих дискуссий в христианскую эпоху[1].
Это был прекрасный обычай, и Церковь, желая сохранить его, боролась с его злоупотреблениями. Афинагор (ок. 166 г.) настаивал на том, что этими поцелуями должно обмениваться с крайней осторожностью, потому что "если в них будет мельчайшая примесь скверны, мы лишимся жизни вечной" ("Прошение о христианах" 32). Ориген (нач. III в.) настаивал на том, что поцелуй мира "должен быть святым, целомудренным и чистым", а не подобным поцелую Иуды ("Комментарий на Послание Павла к Римлянам" 10,33). Климент Александрийский (кон. II в.) осуждает бессовестное злоупотребление поцелуем, который должен быть таинством, а вместо этого поцелуем "определенные люди вносят в церковь нездоровый элемент и дают повод для грязных подозрений и дурных разговоров" ("Педагог" 3,11).
Тем ни менее, не смотря на усилия многих Отцов Церкви "святое целование" не сохранилось как некое таинство (хотя во многих местах оно было частью причастия), а постепенно прекратило свое существование. К четвертому столетию поцелуями могли обмениваться только люди одного пола - священники приветствовали епископа, мужчины мужчин, женщины женщин. В этой форме поцелуй мира существовал в западной церкви до тринадцатого столетия. В восточных церквах этот обычай частично сохранился, он не угас еще в греческой церкви, в армянской церкви его заменили вежливым поклоном. Протестантизм возобновил этот обычай, но только лишь на небольшое время. Подр. см. комментарии Баркли.
Эта цитата свидетельствует о том, что в ранней церкви, как и сейчас, больше обсуждали ритуалы, форму, внешнее как в отношении поцелуя, так и в отношении всей христианской жизни. Как в суть Учения Христа, так и в его дух не сильно вникали. Но суть Учения Христа не в исполнении ритуалов. Христос не оставил ритуалов вообще и для поцелуя в частности. Потому в Новом Завете и не оговорено как правильно целоваться верующим, какой поцелуй является приличным или святым, а какой – нет.
Правильность поцелуя зависит от взаимоотношений между целующимися, от психологической атмосферы в момент поцелуя[2]. Форма поцелуя не столь существенна. Поцелуй в общем случае, не только как приветствие или прощание, может быть и в щеку, и в губы, и в руку, и в ногу. Возможны ситуации, когда целуют и в попу. Так может поцеловать мама младенца во время купания. И это не единственное обстоятельство для такого поцелуя.
Важно чтобы поцелуй вообще был без худших человеческих или плотских эмоций: без плотской страсти, без злого умысла. Хотя такое случается не так уж редко. Поцелуй как приветствие или как прощание должен быть таким же: без плотских страстей и эмоций. Святой поцелуй – это значит отделенный от мира, от мирских страстей. Святое лобзание – лобзание в котором нет подтекста, но выражает оно искреннюю радость при встрече или искреннее сожаление при прощании. Ниже приведены примеры того, какими могут быть поцелуи не святые, поцелуи с худшим смыслом. Примеры из Библии.
«Поцелуй Иуды» – иллюстрация предательства.
«Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?»
(Лук.22:47)
Был ли поцелуем любви поцелуй Иуды? По форме поцелуй наверняка был правильным: соответствовал традициям того времени. Но по сути – нет.
Еще пример поцелуя, который хоть и не состоялся, но задумывался как подлость.
«И сказал Иоав Амессаю: здоров ли ты, брат мой? И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его. Амессай же не остерегся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот, так что выпали внутренности его на землю, и не повторил ему [удара], и он умер. Иоав и Авесса, брат его, погнались за Савеем, сыном Бихри.»
(2Цар.20:9-10)
Был ли такой поцелуй поцелуем любви?
Вот пример из ранней библейской истории.
«Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой. Он подошел и поцеловал его. И ощутил [Исаак] запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь;»
(Быт.27:26)
Был ли поцелуем любви поцелуй Иакова? Вопрос риторический.
Невозможно пройти мимо вот этих слов.
«Она схватила его, целовала его, и с бесстыдным лицом говорила ему: "мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои;»
(Прит.7:13)
Был ли поцелуем любви поцелуй блудницы? Да это поцелуй любви, но какой? Христианской ли?
В Библии есть четкое определение поцелуя неугодного Богу.
«Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего.»
(Прит.27:6)
И вот еще ситуация, в которой поцелуи были отвратительны в глазах Бога.
«Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его.»
(3Цар.19:18)
И еще один пример из Ветхого Завета. Но пример иного рода.
«И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.»
(Быт.45:14)
Был ли поцелуем любви поцелуй Иосифа? Безусловно. Это была радость встречи, после длительной разлуки.
И об этом поцелуе можно не сомневаться. Прощание было искренним: «Отрок пошел, а Давид поднялся с южной стороны и пал лицем своим на землю и трижды поклонился; и целовали они друг друга, и плакали оба вместе, но Давид плакал более.» (1Цар.20:41). Давид с Ионафаном больше не виделся. Возможно Давиду это было открыто.
Но вот еще один пример особого рода.
«И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;»
(Лук.7:44-45)
Иисус упрекает хозяина дома за то, что тот не оказал должного приветствия, но главное не этот упрек. Греческое слово «katafile/w» (kataphileo, номер по словарю Стронга – 2705), переведенное на русский язык «целовать», обозначает: нежно ласкать, целовать, целовать много раз, расцеловывать. Интересно, какая реакция была бы в современном обществе, если бы женщина публично целовала ноги мужчине, который не является ее мужем? А были ли ее поцелуи поцелуями любви (не сексуальной)? Можно не сомневаться. Да! Это были поцелуи любви.
С точки зрения моралистов, в которых в церкви никогда не было недостатка, Христос допустил нечто более «ужасное» чем поцелуй между братом и сестрой в губы. Христос не только, не регламентировал форму поцелуя, но наоборот, показал до какой степени любви и нежности могут подниматься отношения между христианами в общине: «…Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;» (Рим.12:10).
Без оговорок. Всех со всеми. Ведь эгоизм в общинах зашкаливает.
При личной встрече поцелуй в губы может быть и между братом и сестрой – христианами. Между ними вполне могут быть дружеские, более того, братские отношения – такие, что допускают такой поцелуй. Но не все это правильно поймут в общине. Из-за таких вот «непонятливых» при людях, возможно, лучше воздержаться от такого приветствия. Чтобы не притыкать таких вот «непонятливых».
Вопрос не в форме поцелуя, а в тех отношениях в общинах, которые должны быть между христианами: между братьями, между сестрами, между братьями и сестрами. В Церкви духовно зрелые верующие перерастают чувственность. И уже не имеет значения кто рядом, мужчина или женщина – рядом дорогое духовное существо. К сожалению, в общинах чаще нет, ем есть, те нежные и ласковые отношения, какие можно увидеть между братьями и сестрам в очень благополучных и дружных семьях. Так еще и неумеренные ревнители нравственности ставят барьеры между христианами.
Мой призыв к христианам: стройте в общинах отношения любви, милосердия, единомыслия взаимного угождения и заботы. А форма приветствия определится сама по себе.
#щека #смущение #дискомфорт #поцелуй #лобзание #поцелуй_в_губы #отношения_в_общине
[1] Святое лобзание - что это? Что имели в виду новозаветные авторы и что это значит для нас? [Электронный ресурс]: Сайт Живой журнал. Режим доступа https://f-georgiy.livejournal.com/6978.html (дата обращения: 08.11.2021)
[2] Смотри дальше «Прилично – неприлично, пристойно – непристойно».
Супружество. Здесь.
Где ты, любовь? Молчит тревожно звонок. Здесь.
О ревности. Здесь.
Последствия грехов родителей – страдания детей. Здесь.
Избранница для верующего тоже должна быть верующей. Есть ли такое требование в Библии? Здесь.
Христианская любовь. Что это?
(1 Кор.13:4-8а). Здесь.
О возможности повторного брака (1 Кор.7:15). Здесь.
О безбрачии (1 Кор.7:36-38). Здесь.
Прерывание беременности. Что об этом говорит Библия? Здесь.
Учение Христа об основаниях брака. Здесь.
И примешь ты смерть от себя самого, или О родовом сознании израильтян. Здесь.
Семья – предпоследний этап. Здесь.
Прилично – неприлично, пристойно – непристойно. Здесь.
Секс до брака, или Отдаваться ли мужчине до свадьбы? Здесь.
Счастье, ты где? Здесь.
В чем тяжесть греха прелюбодеяния? Здесь.
Семья и Царство Небесное. Здесь.
Седьмая глава первого послания коринфянам. Здесь.
О единстве с Богом. Здесь.
От эрос к агапе. Здесь.
Сексуальное удовлетворение VS радость от Святого Духа. Здесь.
О влюбленности. Здесь.
Что значит верующей выйти замуж за неверующего. Здесь.
Что значит верующей выйти замуж
за верующего. Здесь.
О привлекательности. Здесь.
Богу противен развод. Здесь.
Как искать своего мужчину. Здесь.
Опасности повторного брака. Здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий