Лобзание святое. Это ж как?


Лобзание святое. Это ж как?
В Новом Завете упоминается такое действие как «лобзание святое».
2Кор.13:12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.

1Фесс.5:26 Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.
Читатели Нового Завета, несмотря на архаичность русского языка синодального перевода Библии, понимают, что речь идет о поцелуе.
Рим.16:16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.

1Кор.16:20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.

1Пет.5:14 Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь.
Тем более, что во всех процитированных стихах в греческом языке используется слово «филема», которое обозначает поцелуй, целование, лобзание. Но в Новом Завете не оговорено то, куда должны целовать друг друга христиане при встрече: в губы или в щеку. Публичный поцелуй в губы для многих смущение и дискомфорт. Тем более, что по мирскому этикету, даже в щеку не принято целовать, но целуют воздух возле щеки, а поцелуй только имитируется. Из-за этого «упущения» Нового Завета в общинах время от времени рождаются дискуссии.
В древности знали, что поцелуй в губы – это нечто «вкусное».
Прит.24:26 В уста целует, кто отвечает словами верными.
Поцелуй в губы был одной из ласк в сексуальных играх. Ни Закон Моисеев, ни Ветхий Завет в целом не осуждает, не отвергает, не запрещает эту форму поцелуя никаким образом. О чем свидетельствует Песня песней:
Песн.1:1 Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина.
Песн.7:10 уста твои - как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных.
Хотя в древности были такие намерения удалить Песню песней из Писания, удалив тем самым всякое упоминание о ласках влюбленных. Но Бог не допустил подобной люстрации.
Вот небольшая предыстория этих дискуссий в христианскую эпоху.
Это был прекрасный обычай, и Церковь, желая сохранить его, боролась с его злоупотреблениями. Афинагор (ок. 166 г.) настаивал на том, что этими поцелуями должно обмениваться с крайней осторожностью, потому что "если в них будет мельчайшая примесь скверны, мы лишимся жизни вечной" ("Прошение о христианах" 32). Ориген (нач. III в.) настаивал на том, что поцелуй мира "должен быть святым, целомудренным и чистым", а не подобным поцелую Иуды ("Комментарий на Послание Павла к Римлянам" 10,33). Климент Александрийский (кон. II в.) осуждает бессовестное злоупотребление поцелуем, который должен быть таинством, а вместо этого поцелуем "определенные люди вносят в церковь нездоровый элемент и дают повод для грязных подозрений и дурных разговоров" ("Педагог" 3,11).
Тем ни менее, не смотря на усилия многих Отцов Церкви "святое целование" не сохранилось как некое таинство (хотя во многих местах оно было частью причастия), а постепенно прекратило свое существование. К четвертому столетию поцелуями могли обмениваться только люди одного пола - священники приветствовали епископа, мужчины мужчин, женщины женщин. В этой форме поцелуй мира существовал в западной церкви до тринадцатого столетия. В восточных церквах этот обычай частично сохранился, он не угас еще в греческой церкви, в армянской церкви его заменили вежливым поклоном. Протестантизм возобновил этот обычай, но только лишь на небольшое время. Подр. см. комментарии Баркли. Больше здесь.
Эта цитата свидетельствует о том, что в ранней церкви, как и сейчас, больше обсуждали ритуалы, форму, внешнее как в отношении поцелуя, так и в отношении всей христианской жизни. Как в суть Учения Христа, так и в его дух не сильно вникали. Но суть Учения Христа не в исполнении ритуалов. Христос не оставил ритуалов вообще и для поцелуя в частности. Потому в Новом Завете и не оговорено как правильно целоваться верующим, какой поцелуй является приличным или святым, а какой – нет.
Правильность поцелуя зависит от взаимоотношений между целующимися, от психологической атмосферы в момент поцелуя. Больше об этом здесь. Форма поцелуя не столь существенна. Поцелуй в общем случае, не только как приветствие или прощание, может быть и в щеку, и в губы, и в руку, и в ногу. Возможны ситуации, когда целуют и в попу. Так может поцеловать мама младенца во время купания. И это не единственное обстоятельство для такого поцелуя.
Важно чтобы поцелуй вообще был без худших человеческих или плотских эмоций: без плотской страсти, без злого умысла. Хотя такое случается не так уж редко. Поцелуй как приветствие или как прощание должен быть таким же: без плотских страстей и эмоций. Святой поцелуй – это значит отделенный от мира, от мирских страстей. Святое лобзание – лобзание в котором нет подтекста, но выражает оно искреннюю радость при встрече или искреннее сожаление при прощании. Ниже приведены примеры того, какими могут быть поцелуи не святые, поцелуи с худшим смыслом. Примеры из Библии.
«Поцелуй Иуды» – иллюстрация предательства.
Лук.22:47 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
Лук.22:48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?
Был ли поцелуем любви поцелуй Иуды? По форме поцелуй наверняка был правильным: соответствовал традициям того времени. Но по сути – нет.
Еще пример поцелуя, который хоть и не состоялся, но задумывался как подлость.
2Цар.20:9 И сказал Иоав Амессаю: здоров ли ты, брат мой? И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его.
2Цар.20:10 Амессай же не остерегся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот, так что выпали внутренности его на землю, и не повторил ему [удара], и он умер. Иоав и Авесса, брат его, погнались за Савеем, сыном Бихри.
Был ли такой предполагаемый поцелуй поцелуем любви?
Вот пример из ранней библейской истории.
Быт.27:26 Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой.
Быт.27:27 Он подошел и поцеловал его. И ощутил [Исаак] запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь;
Был ли поцелуем любви поцелуй Иакова? Вопрос риторический.
Невозможно пройти мимо вот этих слов.
Прит.7:13 Она схватила его, целовала его, и с бесстыдным лицом говорила ему:
Прит.7:14 "мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои;
Был ли поцелуем любви поцелуй блудницы? Да это поцелуй любви, но какой? Христианской ли?
В Библии есть четкое определение поцелуя неугодного Богу.
Прит.27:6 Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего.
И вот поцелуи отвратительны в глазах Бога.
3Цар.19:18 Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его.
И еще один пример из Ветхого Завета. Но пример иного рода.
Быт.45:14 И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его.
Быт.45:15 И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.
Был ли поцелуем любви поцелуй Иосифа? Безусловно. Это была радость встречи, после длительной разлуки.
И об этом поцелуе можно не сомневаться. Прощание было искренним.
1Цар.20:41 Отрок пошел, а Давид поднялся с южной стороны и пал лицем своим на землю и трижды поклонился; и целовали они друг друга, и плакали оба вместе, но Давид плакал более.
Давид с Ионафаном больше не виделся. Возможно Давиду это было окрыто.
Но вот еще один пример особого рода.
Лук.7:44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла;
Лук.7:45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;
Иисус упрекает хозяина дома за то, что тот не оказал должного приветствия, но главное не этот упрек. Греческое слово катафилео, переведенное на русский язык «целовать», обозначает: нежно ласкать, целовать, целовать много раз, расцеловывать. Интересно, какая реакция была бы в современном обществе, если бы женщина публично целовала ноги мужчине, который не является ее мужем? А были ли ее поцелуи поцелуями любви (не сексуальной)? Можно не сомневаться. Да! Это были поцелуи любви.
С точки зрения моралистов, в которых в церкви никогда не было недостатка, Христос допустил нечто более «ужасное» чем поцелуй между братом и сестрой в губы. Христос не только, не регламентировал форму поцелуя, но наоборот, показал до какой степени любви и нежности могут подниматься отношения любви между христианами в общине.
Рим.12:10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
Без оговорок. Всех со всеми. Ведь эгоизм в общинах зашкаливает.
При личной встрече поцелуй в губы может быть и между братом и сестрой – христианами. Между ними вполне могут быть дружеские, более того, братские отношения – такие, что допускают такой поцелуй. Но не все это правильно поймут в общине. Из-за таких вот «непонятливых» при людях, возможно, лучше воздержаться от такого приветствия. Чтобы не притыкать таких вот «непонятливых».
Вопрос не в форме поцелуя, а в тех отношениях в общинах, которые должны быть между христианами: между братьями, между сестрами, между братьями и сестрами. В общинах нет тех нежных и ласковых отношений, какие можно увидеть между братьями и сестрам только в очень благополучных и дружных семьях. Так еще и неумеренные ревнители нравственности ставят барьеры между христианами.
Мой призыв к христианам: стройте в общинах отношения любви, милосердия, единомыслия взаимного угождения и заботы. А форма приветствия определится сама по себе.
Колесник Валерий
17.02.2019
 
Адрес блога.
Страница в Facebook

Похожие тексты


Об имени “Иегова” (Исход 3:13-14). Здесь.
Избранница для верующего тоже должна быть верующей. Есть ли такое требование в Библии? Здесь.
Замороженные конфликты (1 Кор.6:7). Здесь.
Христианская любовь. Что это? (1 Кор.13:4-8а). Здесь.
О возможности повторного брака (1 Кор.7:15). Здесь.
О безбрачии (1 Кор.7:36-38). Здесь.
Награда по труду (Мф.20:1-16). Здесь.
Об обетованиях Аврааму и о посреднике (Послание Галатам 3 глава). Здесь.
Спускался ли Иисус в преисподнюю, чтобы там проповедовать? (1 Пет.3:18-20). Здесь.
666, или Пора подвести итог дискуссии. Здесь.
Зачем Павел ходил в Аравию? Здесь.
Встречаем Христа непорочными или чуть-чуть порочными? (1 Кор.1:8) Здесь.
Бог любит все одинаково или нет? Здесь.
Зачем христианину на Небесах новое имя? Здесь.
Прилично – неприлично, пристойно – непристойно. Здесь.


Похожие тексты.

Супружество. Здесь.

Где ты, любовь? Молчит тревожно звонок. Здесь.

О ревности. Здесь.

Последствия грехов родителей – страдания детей. Здесь.

Избранница для верующего тоже должна быть верующей. Есть ли такое требование в Библии? Здесь.

Христианская любовь. Что это? (1 Кор.13:4-8а). Здесь.

О возможности повторного брака (1 Кор.7:15). Здесь.

О безбрачии (1 Кор.7:36-38). Здесь.

Прерывание беременности. Что об этом говорит Библия? Здесь.

Учение Христа об основаниях брака. Здесь.

И примешь ты смерть от себя самого, или О родовом сознании израильтян. Здесь.

Семья – предпоследний этап. Здесь.

Прилично – неприлично, пристойно – непристойно. Здесь.


Секс до брака, или Отдаваться ли мужчине до свадьбы? Здесь.

Счастье, ты где? Здесь.

В чем тяжесть греха прелюбодеяния? Здесь.

Комментарии