Учеба тогда и учеба сейчас
Идея
обучения слову Божьему в Новом Завете имеет исключительно важное значение. Ниже
рассматриваются некоторые аспекты обучения, важные для проповедников и
учителей.
Что
это значит учить со властью? В 15 стихе
использовано греческое слово – e'le/gcw (элегхо). Оно значит: 1. разоблачать, обнаруживать; 2.
обличать, укорять, обвинять, порицать. В стихе на русский язык это слово
переведено словом “обличай”. Обличение же может быть произнесено и как
повеление, и как призыв. В этом же стихе используется также слово e'pitagh/, (эпитаго), которое обозначает повеление, приказание,
предписание. На русский язык это слово переведено “со … властью”. То есть,
апостол призывает молодого учителя преподавать Учение Христа с повелением, с
командованием. То есть, преподавание может быть весьма строгим обличением
греха, обличение должно звучать как повеление, а не только как призыв или
увещевание. Это и есть “учить со властью”. Это и есть тот важный аспект
преподавания слова Божьего, который следует учитывать в практике христианской жизни.
Естественно, что повеления имеют отношение к образу жизни христианина, к
поступкам, к обличению греха, а не к его интимному миру, к его профессиональной
деятельности, к его характеру или к человеку как к конкретной личности.
В
следующих стихах также описывается характер обучения: "Итак заклинаю тебя пред
Богом и Господом нашим Иисусом Христом,… проповедуй слово, настой во время и не
во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и
назиданием." (2 Тим.4:1-2). То есть, проповедуй и командуй. Вот
еще повеление учителю: "Согрешающих обличай перед всеми, чтобы
и прочие страх имели." (1 Тим.5:20). Грех должен быть назван и
осужден. Пусть учитель Тимофей как учитель обучает с обличением – то есть, с
командованием и повелением.
Апостол
Павел наставляет молодых проповедников Тита и Тимофея. Апостол наставляет их
как учителей. Для обозначения их учительства используется глагол “dida/skw” (дидаско)
и однокоренное "didaskali/a" (дидаскалиа).
1
Тим.4:11 Проповедуй сие и учи (дидаско);
1
Тим.4:13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением (дидаскалиа),
1
Тим.6:2 Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними
небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные
и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи (дидаско)
сему и увещевай.
В
различных словарях древнегреческого языка слово дидаско обозначает следующее.
·
учить, обучать,
научать, поучать, наставлять; (Словарь Стронга).
·
учить, обучать;
(Словарь Баркли Ньюмана).
·
учить,
наставлять; образовывать; указывать, пояснять; доказывать; советовать;
приказывать; (Словарь Вейсмана).
Предполагается,
что обучение – это обучение чего-то практического и результат должен быть
достигнут, но не предполагается, что слова обучения будут произнесены на ветер.
То есть, обучение должно быть эффективным. Также и само слово имеет значение “повелевать”.
Такое обучение – это обучение отцом собственного сына или матерью
собственной дочери. Где есть инструктирование, исправление, и, если
потребуется, принуждение.
Значение
слова “учить” в толковых словарях русского языка следующее:
·
Учить – учить,
наставлять, обучать, научать, преподавать что-то, передавать знанье, уменье
свое другому; (Словарь Даля).
·
Учить –
передавать знания, навыки; (Словарь Ожегова).
Видно
существенное различие в значении слова “учить” в русском языке и слова дидаско в древнегреческом. В русском
языке значение слова предполагает передачу знаний. В древнегреческом языке
соответствующее слово обозначает передачу знаний и еще и повеление, и
командование. Именно в таком ключе и используется в Новом Завете идея обучения
Слову Божьему, обучение с повелением, с командованием: со властью.
Сейчас
этот стиль обучения детей потерян. Соответственно, если говорить об учебе
христиан сейчас, то это есть подача материала как в современной школе. Если
говорить о проповедовании, то это тоже подача материала, возможно, несколько
эмоционально окрашенная. Властвования, повеления, командования у проповедников
сейчас нет. Более того, считается, что повелением или жестким обличением даже
абстрактного греха можно обидеть чувства слушателей, сидящих в зале. Дошло до
угождения слушателям, до потакания капризам и греху.
Глагол
дидаско предполагает, что христианина
учат поступать. Знать Бога – это значит: знать и поступать так, как это угодно
Богу. Учить – это значит учить поступать: “Так делай. Так не делай”. То есть,
учить – это значит повелевать, а не просто информировать.
Есть
в Новом Завете еще утверждение, связанные с учебой, в котором есть логическое
несоответствие.
1Тим.2:11
Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
1Тим.2:12
а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
В
двенадцатом стихе перечислены как категории одного рода несопоставимые понятия:
«учить», «властвовать», «говорить». Если такое перечисление имеет место в Слове
Божьем, то значит там логика не нарушена. То есть, в перечисленных понятиях
есть нечто, что их приравнивает. То есть, «учить» – это значит «командовать».
Суть
учебы с командованием и даже принуждением и наказанием можно увидеть также в
значении следующих однокоренных слов: paidei/a
(пайдея) – воспитание и paideu/w (пайдео) – воспитывать.
Евр.12:6
Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого
принимает.
Словарное
определение слова пайдео: 1. воспитывать, наставлять, научать; 2. наказывать,
дисциплинировать, исправлять; (Словарь Стронга)
В
следующем стихе слово «пайдея» переведено русским словом «наказание».
Евр.12:11
Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после
наученным через него доставляет мирный плод праведности.
Словарное
определение слова «пайдея»: 1. воспитание, наставление; 2. наказание,
дисциплинирование, исправление;
Эти
два слова: пайдея и пайдео обозначают воспитание отцом
собственного сына. Где есть инструктирование, исправление, и, если потребуется,
принуждение и исправительное наказание: розгами или ремнем. И этими словами
описаны действия, которые недопустимы для женщины, если бы она вздумала
наставлять мужчину.
В
Новом Завете описывается эпизод, в котором женщина принимает участие в
объяснении Учения Христа мужчине.
Деян.18:24
Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий
в Писаниях, пришел в Ефес.
Деян.18:25
Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о
Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
Деян.18:26
Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его
и точнее объяснили ему путь Господень.
Здесь
использовано греческое слово
e'kti/Yhmi (эктитеми),
которое обозначает следующее:
·
Выставлять,
бросать (младенца); 2. перен. ср.з. представлять, излагать. (Словарь Стронга)
·
Излагать,
рассказывать, объяснять (Словарь Вейсмана)
Но
это слово как раз и не подразумевает идею властвования, командования. В нем как
раз и реализуется идея «изложить», «подать материал». Это как раз тот
современный стиль преподавания. То есть, женщина вполне может рассказать,
изложить, преподать материал мужчине. Если в процессе преподавания не будет
командования, повелевания, то Учение Христа не запрещает женщине учить мужчину.
То,
что женщине запрещается учить мужчину обусловлено принципом: жена повинуется
мужу.
Еф.5:22
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
Еф.5:23
потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель
тела.
Еф.5:24
Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
1Кор.11:3
Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а
Христу глава - Бог.
Из
этого принципа следует, что жена не вправе повелевать мужем.
То,
что стиль обучения и стиль проповедования изменился, не значит, что
проповедование с командованием отменено и женщины с чистой совестью могут учить
мужчин. Надо снова вернуть этот стиль обучения в общины. Не следует соглашаться
с беззубым и бессильным обличением греха. И если этот стиль вернется в общины,
то женщинам запрещено учить мужчин. Заповедь Христа остается в силе.
#учеба #учить #лозина #ремень #поступок #строгая_учеба
Колесник
Валерий
05.07.2019
Похожие тексты
Притча о талантах (жизнь -
супермаркет). Здесь.
Глас вопиющего в пустыне. Здесь.
Почему крестился Иисус? Здесь.
Так судил ли Иисус или нет? Здесь.
Притча о неверном управителе. Здесь.
Апокалипсис никто не отменял. Здесь.
Награда по труду (Мф.20:1-16). Здесь.
Запретил им объявлять. Здесь.
Притча о милосердном самарянине (Лк.10:25-37),
или В чем же искушение? Здесь.
Где труп, там соберутся орлы
(Евангелие от Луки 17:34-37). Здесь.
Разрушение храма и Второе пришествие
Христа (сравнительная таблица). Здесь.
О разрушении храма и о Втором
пришествии Иисуса Христа (Ев. от Матфея глава 24). Здесь.
«…Отныне
не буду пить от плода…» (Ев. от Мф. 26:29). Здесь.
И примешь ты смерть от себя самого,
или О родовом сознании израильтян. Здесь.
Понимали ли ученики суть Пасхальной
Вечери? (Мф.26:26-28). Здесь.
Какой
властью Ты это делаешь? Здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий