Стратегия блога

Стратегия блога 1. Вернуть христианству позитивный образ. Отделить от Учения Христа то, что принесло законничество и конфессионные вероучения. Учение Христа вместо религиозности. 2. Показать тотальное действие Бога через социальные законы, действующие в обществе. Учение Христа вопреки эволюции и материализму. 3. Продвинуть идею автономных общин. Вопреки организованным конфессиям. 4. Показать Библию как источник ответов на сложные житейские вопросы. Вопреки внутриконфессионному законничеству. 5. Вернуть людям этическую систему Христа. Вопреки секулярным этическим кодексам.

Учеба тогда и учеба сейчас


Учеба тогда и учеба сейчас

Идея обучения слову Божьему в Новом Завете имеет исключительно важное значение. Ниже рассматриваются некоторые аспекты обучения, важные для проповедников и учителей.
Об идее власти можно увидеть, если проанализировать следующие фрагменты текста. Апостол Павел повелевает молодому учителю: "Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:" (Тит.2:1), – и ещё – "Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого." (Тит.2:7-8). То есть, преподавай учение Христа точно и сам будь примером следования Христу. Но уточняет: "Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя." (Тит.2:15), – иными словами: “Учи со властью”.
Что это значит учить со властью?  В 15 стихе использовано греческое слово – e'le/gcw (элегхо). Оно значит: 1. разоблачать, обнаруживать; 2. обличать, укорять, обвинять, порицать. В стихе на русский язык это слово переведено словом “обличай”. Обличение же может быть произнесено и как повеление, и как призыв. В этом же стихе используется также слово e'pitagh/, (эпитаго), которое обозначает повеление, приказание, предписание. На русский язык это слово переведено “со … властью”. То есть, апостол призывает молодого учителя преподавать Учение Христа с повелением, с командованием. То есть, преподавание может быть весьма строгим обличением греха, обличение должно звучать как повеление, а не только как призыв или увещевание. Это и есть “учить со властью”. Это и есть тот важный аспект преподавания слова Божьего, который следует учитывать в практике христианской жизни. Естественно, что повеления имеют отношение к образу жизни христианина, к поступкам, к обличению греха, а не к его интимному миру, к его профессиональной деятельности, к его характеру или к человеку как к конкретной личности.
В следующих стихах также описывается характер обучения: "Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом,… проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием." (2 Тим.4:1-2). То есть, проповедуй и командуй. Вот еще повеление учителю: "Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели." (1 Тим.5:20). Грех должен быть назван и осужден. Пусть учитель Тимофей как учитель обучает с обличением – то есть, с командованием и повелением.
Апостол Павел наставляет молодых проповедников Тита и Тимофея. Апостол наставляет их как учителей. Для обозначения их учительства используется глагол “dida/skw” (дидаско) и однокоренное "didaskali/a" (дидаскалиа).
1 Тим.4:11 Проповедуй сие и учи (дидаско);
1 Тим.4:13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением (дидаскалиа),
1 Тим.6:2 Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи (дидаско) сему и увещевай.
В различных словарях древнегреческого языка слово дидаско обозначает следующее.
·           учить, обучать, научать, поучать, наставлять; (Словарь Стронга).
·           учить, обучать; (Словарь Баркли Ньюмана).
·           учить, наставлять; образовывать; указывать, пояснять; доказывать; советовать; приказывать; (Словарь Вейсмана).
Предполагается, что обучение – это обучение чего-то практического и результат должен быть достигнут, но не предполагается, что слова обучения будут произнесены на ветер. То есть, обучение должно быть эффективным. Также и само слово имеет значение “повелевать”.
Такое обучение – это обучение отцом собственного сына или матерью собственной дочери. Где есть инструктирование, исправление, и, если потребуется, принуждение.
Значение слова “учить” в толковых словарях русского языка следующее:
·           Учить – учить, наставлять, обучать, научать, преподавать что-то, передавать знанье, уменье свое другому; (Словарь Даля).
·           Учить – передавать знания, навыки; (Словарь Ожегова).
Видно существенное различие в значении слова “учить” в русском языке и слова дидаско в древнегреческом. В русском языке значение слова предполагает передачу знаний. В древнегреческом языке соответствующее слово обозначает передачу знаний и еще и повеление, и командование. Именно в таком ключе и используется в Новом Завете идея обучения Слову Божьему, обучение с повелением, с командованием: со властью. 
Сейчас этот стиль обучения детей потерян. Соответственно, если говорить об учебе христиан сейчас, то это есть подача материала как в современной школе. Если говорить о проповедовании, то это тоже подача материала, возможно, несколько эмоционально окрашенная. Властвования, повеления, командования у проповедников сейчас нет. Более того, считается, что повелением или жестким обличением даже абстрактного греха можно обидеть чувства слушателей, сидящих в зале. Дошло до угождения слушателям, до потакания капризам и греху.
Глагол дидаско предполагает, что христианина учат поступать. Знать Бога – это значит: знать и поступать так, как это угодно Богу. Учить – это значит учить поступать: “Так делай. Так не делай”. То есть, учить – это значит повелевать, а не просто информировать.
Есть в Новом Завете еще утверждение, связанные с учебой, в котором есть логическое несоответствие.
1Тим.2:11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
1Тим.2:12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
В двенадцатом стихе перечислены как категории одного рода несопоставимые понятия: «учить», «властвовать», «говорить». Если такое перечисление имеет место в Слове Божьем, то значит там логика не нарушена. То есть, в перечисленных понятиях есть нечто, что их приравнивает. То есть, «учить» – это значит «командовать».
Суть учебы с командованием и даже принуждением и наказанием можно увидеть также в значении следующих однокоренных слов: paidei/a (пайдея) – воспитание и paideu/w (пайдео) – воспитывать.
Евр.12:6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
Словарное определение слова пайдео: 1. воспитывать, наставлять, научать; 2. наказывать, дисциплинировать, исправлять; (Словарь Стронга)
В следующем стихе слово «пайдея» переведено русским словом «наказание».
Евр.12:11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.
Словарное определение слова «пайдея»: 1. воспитание, наставление; 2. наказание, дисциплинирование, исправление;
Эти два слова: пайдея и пайдео обозначают воспитание отцом собственного сына. Где есть инструктирование, исправление, и, если потребуется, принуждение и исправительное наказание: розгами или ремнем. И этими словами описаны действия, которые недопустимы для женщины, если бы она вздумала наставлять мужчину.
В Новом Завете описывается эпизод, в котором женщина принимает участие в объяснении Учения Христа мужчине.
Деян.18:24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
Деян.18:25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
Деян.18:26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
Здесь использовано греческое слово
e'kti/Yhmi (эктитеми), которое обозначает следующее:
·         Выставлять, бросать (младенца); 2. перен. ср.з. представлять, излагать. (Словарь Стронга)
·         Излагать, рассказывать, объяснять (Словарь Вейсмана)
Но это слово как раз и не подразумевает идею властвования, командования. В нем как раз и реализуется идея «изложить», «подать материал». Это как раз тот современный стиль преподавания. То есть, женщина вполне может рассказать, изложить, преподать материал мужчине. Если в процессе преподавания не будет командования, повелевания, то Учение Христа не запрещает женщине учить мужчину.
То, что женщине запрещается учить мужчину обусловлено принципом: жена повинуется мужу.
Еф.5:22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
Еф.5:23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
Еф.5:24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

1Кор.11:3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог.
Из этого принципа следует, что жена не вправе повелевать мужем.
То, что стиль обучения и стиль проповедования изменился, не значит, что проповедование с командованием отменено и женщины с чистой совестью могут учить мужчин. Надо снова вернуть этот стиль обучения в общины. Не следует соглашаться с беззубым и бессильным обличением греха. И если этот стиль вернется в общины, то женщинам запрещено учить мужчин. Заповедь Христа остается в силе.
#учеба #учить #лозина #ремень #поступок #строгая_учеба
Колесник Валерий
05.07.2019
Похожие тексты
Притча о талантах (жизнь - супермаркет). Здесь.
Глас вопиющего в пустыне. Здесь.
Почему крестился Иисус? Здесь.
Так судил ли Иисус или нет? Здесь.
Притча о неверном управителе. Здесь.
Апокалипсис никто не отменял. Здесь.
Награда по труду (Мф.20:1-16). Здесь.
Запретил им объявлять. Здесь.
Притча о милосердном самарянине (Лк.10:25-37), или В чем же искушение? Здесь.
Где труп, там соберутся орлы (Евангелие от Луки 17:34-37). Здесь.
Разрушение храма и Второе пришествие Христа (сравнительная таблица). Здесь.
О разрушении храма и о Втором пришествии Иисуса Христа (Ев. от Матфея глава 24). Здесь.
«…Отныне не буду пить от плода…» (Ев. от Мф. 26:29). Здесь.
И примешь ты смерть от себя самого, или О родовом сознании израильтян. Здесь.
Понимали ли ученики суть Пасхальной Вечери? (Мф.26:26-28). Здесь.
Какой властью Ты это делаешь? Здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий