Я и Они, или Уродливые лики эгоизма

Я и Они, или Уродливые лики эгоизма

Определение

Интуитивно всякий человек понимает, что такое эгоизм. Но в этой работе автор пытается дать оценку эгоизму с точки зрения Библии и благодаря этим усилиям получить более обстоятельно понимание этого явления в человеке. Общепринятое определение эгоизма вот такое.
Эгоизм — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Больше здесь.
Эгоист – человек, стремящийся к удовлетворению лишь собственных потребностей и интересов и пренебрегающий интересами других. Человек, проникнутый эгоизмом, – это человек, чрезмерно заботящийся о собственной пользе, выгоде, ставящий свои интересы выше интересов других людей. Больше здесь.
Синонимы слова эгоизм – самолюбие, себялюбие, своекорыстие.

Библейское определение

В Библии нет определения понятий “Эгоизм” или “Эгоист”.  Но есть много текстов, в которых без сомнений речь идет об эгоизме.
Фил.3:19 Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном.
Рим.16:18 ибо такие [люди] служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
Флп.2:21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
Разве не об этом идет речь в приведенном выше определении Википедии? Попутное замечание: в восточных верованиях чрево – это источник силы, – это личность. В Библии – это метафора эгоизма.

Происхождение эгоизма в человеке

Когда ребенок рождается, то в нем уже есть душа. Но это чистая душа действующая на пользу телу – физической плоти младенца.  Душа младенца заботиться о его теле, о его организме. Ее поведение – это есть чистой воды эгоизм, но эгоизм новорожденного – это его нормальное естественное состояние. В этом младенческом эгоизме нет никакой греховности. Хотя возможно именно из-за него и полагают в некоторых конфессиях, что посредством этого эгоизма в человеке реализуется первородный грех. Но эта идея не более чем фантазия.
Детский естественный невинный эгоизм становится греховным эгоизмом взрослого, когда ребенок, не принуждаем со стороны, понимая, что такое нужда, все свое оставляет себе, если рядом есть нуждающийся. Взрослея же человеку предстоит выбраться из скорлупы эгоизма.
Эгоизм человека живет в плотском существе, обитающем в его душе. Плотское существо, что есть источником греха, очень рано начинает действовать в душе ребенка. Но оно свои желания и страхи прячет под естественные желания и естественные потребности детского, а позже и взрослого организма. Плотское существо маскируется под человеческий организм. Свои желания выдает как потребности этого организма. Библия предупреждает об этой опасности.
Рим.13:14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Еккл.10:17 Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!
Как это может быть? Организм требует пищи. А плотское существо хочет разнообразия и новых гастрономических впечатлений без ограничений, что ведет к объеданию, к избыточному весу и к заболеваниям. Организм требует утолить жажду, а плотское существо требует разнообразия: напитки газированные, напитки с энергетиками, а с какого-то возраста начинает требовать напитки алкогольные. И постепенно доходит до пьянства. Организму естественно удовлетворять сексуальные потребности на супружеском ложе, а плотскому существу нужно удовлетворение и за пределами супружеского ложа, нужны новые сексуальные партнеры, нужны новые сексуальные впечатления, нужны новые виды сексуальных утех в том числе и неестественные. Люди не могут не говорить о других людях. Но плотское существо говорит о других с негативными эмоциями: с насмешкой, с осуждением, с презрением или с чрезмерным восхищением.
Под управлением плотского существа получается так как написано:
Иуд.1:10 А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.
Неконтролируемая душа эгоиста хоть в чем-то, но растлевает себя, хоть какое-то из его негативных качеств будет отвратительным и угнетающим и для себя, и для окружающих. Если душа человека не сможет распознать эти позывы и отделить себя от них, то она становится рабой плотского существа и эгоистом. По мере взросления человека в управление душой включается и дух. Душа же при этом должна научиться различать свои естественные потребности и желания плотского существа. Также должна уметь видеть и плоды духа.
Если же человек не подавит в себе эгоизм, то в последствии получит уродливые плоды безобидного детского эгоизма. Например,
·         Конкуренция женщины среди женщин, конкуренция, доходящая до конфликтов, до вражды.
·         Конкуренция мужчин среди мужчин. Также и здесь конкуренция, доходящая до конфликтов, до вражды.
·         Конкуренция среди ближних, среди родных, среди сотрудников, даже в собственной семье.
Говорят, что наши (то есть человеческие) недостатки – это продолжения наших достоинств. Точнее было бы видеть наши недостатки как спутники наших естественных потребностей и желаний.

Пример: Адам и Ева

Без труда можно привести много примеров из Библии, где люди поступали как эгоисты. Например, вот с чего началось существование человеческого рода на земле. Это ситуация после согрешения Адама и Евы.
Быт.3:9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
Быт.3:10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
Быт.3:11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
Быт.3:12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
Быт.3:13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
Адам поступил как эгоист. Взялся оправдывать себя, переводя вину на ту, кого Бог дал ему как помощницу. Точно также повела себя и Ева: попыталась перевести вину с себя на сатану.

Пример: Иаков и Ревекка

Вот еще пример эгоизма.
Быт.27:6 А Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:
Быт.27:7 "Принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею".
Быт.27:8 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе.
Быт.27:9 Пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших; и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит;
Быт.27:10 А ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.
Ревекка попыталась обеспечить любимого сына большей частью наследства, и при этом пренебрегла правом другого сына. И в этой ситуации мотив поступков – эгоизм.
Но и другой сын: Исав тоже эгоист.
Быт.25:30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.
Быт.25:31 Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство.
Быт.25:32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?
Быт.25:33 Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову.
Быт.25:34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.
За что и упрекает его автор послания Евреям.
Евр.12:16 чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.
В этом стихе видна проблема эгоиста – это человек управляемый своей плотью, живущий по своим страстям.

Пример: Давид и его воины

Вот еще пример эгоизма.
1 Цар.30:18 И отнял Давид все, что взяли Амаликитяне, и обеих жен своих отнял Давид.
1 Цар.30:19 И не пропало у них ничего, ни малого, ни большого, ни из сыновей, ни из дочерей, ни из добычи, ни из всего, что Амаликитяне взяли у них; все возвратил Давид,
1 Цар.30:20 и взял Давид весь мелкий и крупный скот, и гнали его пред своим скотом и говорили: это - добыча Давида.
1 Цар.30:21 И пришел Давид к тем двумстам человек, которые не были в силах идти за ним, и которых он оставил у потока Восор, и вышли они навстречу Давиду и навстречу людям, бывшим с ним. И подошел Давид к этим людям и приветствовал их.
1 Цар.30:22 Тогда злые и негодные из людей, ходивших с Давидом, стали говорить: за то, что они не ходили с нами, не дадим им из добычи, которую мы отняли; пусть каждый возьмет только свою жену и детей и идет.
1 Цар.30:23 Но Давид сказал: не делайте так, братья мои, после того, как Господь дал нам это и сохранил нас и предал в руки наши полчище, приходившее против нас.
1 Цар.30:24 И кто послушает вас в этом деле? Какова часть ходившим на войну, такова часть должна быть и оставшимся при обозе: на всех должно разделить.
Не следует человеку быть сильно привязанным к своему имуществу и, вообще, ко всему чем он обладает.
1Кор.4:7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
Если человеку нечто дано Богом то, не только для него самого, но и для того, чтобы можно было помочь ближнему: чтобы давать дальше.

Пример: десять прокаженных

Вот пример эгоизма, проявившегося во время служения Иисуса.
Лк.17:12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
Лк.17:13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
Лк.17:14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
Лк.17:15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
Лк.17:16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
Лк.17:17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
Лк.17:18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
Лк.17:19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Именно эгоисты не вернулись поблагодарить Христа.

Неблагодарность

Но ситуация с эгоистом сложнее чем только неблагодарность исцелившегося. Если вдруг после многих добрых дел, которые были сделаны эгоисту, случится совершить проступок, который, эгоисту не понравится, то потом он не вспомнит предшествовавшего добра, которое было сделано ему ранее. Об этом С. Сегюр сказал так: «Эгоизм записывает чернилами сделанное ему зло и карандашом – сделанное ему добро».
А вот слова Артура Шопенгауэра: «Вежливость - это фиговый лист эгоизма».  Что это значит? Это значит, эгоист может быть весьма окультуренным и воспитанным. Такой не поможет нуждающемуся, но при этом вежливо и убедительно объяснит почему он не может помочь.

Свои дела за счет другого

Если бы дело было только в том, что эгоист не помогает нуждающемуся. Эгоист может использовать другого, может принудить работать на себя, обманом вытребовать деньги или имущество, отнять у другого. Грабители ведь тоже эгоисты.
Иак.5:4 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.
Иак.5:5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.
Был бы этот мир ужасным, если Господь Бог не вел учет всего того, что эгоист отнимает или выманивает у другого.
Авв.2:4 Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет.
Авв.2:5 Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена.
Авв.2:6 Но не все ли они будут произносить о нем притчу и насмешливую песнь: "горе тому, кто без меры обогащает себя не своим, - на долго ли? - и обременяет себя залогами!"
Авв.2:7 Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение?
Авв.2:8 Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем.
Авв.2:9 Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья!
Авв.2:10 Бесславие измыслил ты для твоего дома, истребляя многие народы, и согрешил против души твоей.
Эгоист не имеет будущего в духовном мире, в вечности. Но эгоиста Бог смиряет еще и в этой жизни.

Мир сейчас

Эгоизм проник в сферы человеческой жизни.
Современный человек отчужден от себя, от своих ближних, от природы. Он превращен в товар, свои жизненные силы он воспринимает как инвестицию, которая должна приносить ему максимальную прибыль, возможную при существующих рыночных условиях. Человеческие отношения в сущности являются отношениями отчужденных автоматов, каждый из которых основывает свою безопасность на том, чтобы держаться поближе к стаду и не отличаться от других в мысли, чувстве или действии. Хотя каждый старается быть как можно ближе к остальным, каждый остается крайне одиноким, проникнутым глубоким чувством небезопасности, тревоги и вины, которые всегда появляются там, где человеческое одиночество не может быть преодолено. (Эрих Фромм. Искусство любить).
Эрих Фромм заменяет термин «Эгоизм» не столь эмоционально окрашенным термином «Отчужденность». Но суть не меняется. Эгоизм современного человека проявляется на уровне государства и на уровне отдельного человека.
·         В Испании забастовки: падает жизненный уровень. В происходящем виновны банки, правительство, Германия etc, только не сами испанцы.
·         Общественное мнение в Греции недовольно Германией и Евросоюзом. Недовольным тем, что прекратилась помощь и дешевые кредиты.
·         Итальянцы недовольны США. Где было общественное мнении Италии после войны, когда США учредило план Маршалла и для Италии?
·         Немцы недовольны Трампом. США отменили таможенные преференции, вынудили Германию (как и остальных европейских членов НАТО) увеличить взносы в бюджет НАТО.
Еще одна из форм проявления эгоизма: государственный эгоизм. Политическая слабость Евросоюза в эгоизме евросоюзников. Эгоизм государственный, партийный, корпоративный – эгоизм социальных, возрастных и прочих групп населения европейцев. Эгоизм Нидерландов в отказе подписывать ассоциацию ЕС и Украины, – эгоизм Сената Франции в рекомендациях отмены санкций в отношении РФ. Эгоизм — это не проблема только Европы, это проблема секулярного общества. Эгоизм государственный – это тот же личный эгоизм: пока нам хорошо, мы едины, но как только возникает дефицит ресурсов, опасность потерянной выгоды, дискомфорт в быту, вызванный нашествием эмигрантов, срабатывает эгоизм и звучит призыв “по шатрам Израиль”. То есть, – каждый за себя. О чем свидетельствуют настроения части общества об отделении от Евросоюза в Великобритании.

Эгоизм породил государство как явление и поделил мир на государства.
Эгоизм породил профессии и занятия, которых могло бы не быть. Начиная со сторожа и вахтера и заканчивая армией, милицией, тайными службами, таможней, погранвойсками.
Эгоизм существует в каждой семье. Проявляется, начиная с прихожей и далее, в кухне, в гостиной, в детской, в спальне.
Эгоизм – это когда гадят в подъезде, в лифте, на остановке общественного транспорта, в общественных местах, – это мусор на обочинах дорог, на проезжей части.
Эгоизм проявляется в каждой профессии, в каждом деле, в каждом поступке человека.
Служители муз, спортсмены, политики, владельцы бизнеса, руководители в коллективах почти поголовно эгоисты. Если среди людей этих профессий или этого статуса и встречаются не эгоисты, то это редкость. Парадокс в том, что известная личность может заниматься благотворительностью и при этом оставаться эгоистом.
Эгоист не различает ложь, обиду, обман как грех. Если подлость совершается против него, то он видит в этом зло, но не грех перед Богом. Если он творит нечто подобное, то что здесь такого. Если кто-то против кого-то, то ему нет дела.
Эгоист считает, что его дела есть самыми важными.
Эгоист не отдает долги, не извиняется за свои проступки по отношению к другим.
Эгоист не научен работать (усердно, разным видам труда). У эгоиста нет глубокой образованности. Он не будет сушить голову над учебником или над задачей, если не видна сиюминутная выгода.
Эгоист не будет работать над длительными проектами или на перспективу. Эгоист, как правило, равнодушен к политике (разве что он сам политик).
Эгоист не сочувствует другому, не сострадает, разве что только очень близким людям. В понимании эгоиста чужая голова не болит.
Также следует понимать, что болезнь детей – это эгоизм родителей. Ведь заботясь и угождая ближнему, человек по сути делает добро детям Отца Небесного. Бог благоволит к таким. Эгоист же пренебрегает другими людьми в его окружении и, тем самым, пренебрегает творениями Божьими, детьми Божьими. Такому человек не будет милости от Бога и вполне это может проявиться проявляется на детях.
Рим.15:2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
Эгоизм проявляется в самых неожиданных житейских ситуациях, самым неожиданным способом. Например, вот как эгоизм проявляется в отношении собственных рожденных и нерожденных детей.
  • Посредством прерывания беременности.
  • Посредством предохранения от беременности до супружества.
  • Посредством предохранения от беременности, когда поженились.
  • Посредством предохранения от беременности после первого и (или) после рождения нескольких детей.
  • Пренебрежением рожденным ребенком, когда его оставляют в роддоме или отдают в детдом.
  • Пренебрежением в уходе и воспитании детей. Например, в бедных обществах.
  • Пренебрежением в уходе и воспитании детей, когда детей оставляют на воспитание дедушкам, бабушкам или другим родственникам.
Также эгоизмом есть гомосексуальные, лесбийские отношения или перемена пола.

Я и Они

В эгоиста очень своеобразное отношение к миру. Это хорошо видно из анекдота.
Выходит старый еврей из своего дома и видит - над городом огромная радуга. Посмотрел он и говорит:
- О! На это у них деньги есть!
Это же надо: кто-то раскрасил радугу. Это Они раскрасили радугу.
То есть, по представлению эгоиста в мире существуют Они. Они – это не важно кто: правительство, президент, суды, прокуратура, местная власть, ЖЭК, школа, больница, врачи, чиновники, другие страны, МВФ, Европа, жидомасонский заговор, соседи, родственники, общественность, Майдан, депутаты, патрульная полиция и т.п. Есть «Я» эгоиста и есть «Они». «Они» для «Я» – это безликая, агрессивно настроенная, враждебная окружающая среда. Это космос – безвоздушное пространство с температурой близкой к абсолютному нулю. Это Океан в Солярисе Лема.
«Я» не понимает, что «Они» должны делать, какие у «Они» цели, возможности, функции, кто за что отвечает. «Я» этим не интересуется. «Они» не достойны внимания «Я». «Я» не намерено терять свое время ради «Они» ни каким образом. Но «Они», по его представлению, причина всего плохого для «Я». «Они» – это также те, кто не делает чего-то, что требуется для «Я». 
«Они»:
  • Не делают (чего-то),
  • Делают плохо,
  • Делают неправильно,
  • Сделали плохо,
  • Сделали неправильно,
  • Воруют,
  • Грабят,
  • Не убирают мусор,
  • Не обрезают вовремя деревья, и т.п.
Если «Они» нечто сделали хорошо, то все равно «Они»:
  • Пиарятся,
  • При этом украли,
  • Посмотрим, что из этого получится.
«Я» с таким взглядом на мир – это эгоист.
«Я» готово использовать тех, кого оно видит как «Они», самыми различными способами: обмануть, украсть, отнять силой. «Я» готово даже взаимовыгодно сотрудничать, если по-другому не получается получить для себя нечто нужное.
У «Я» отсутствует любовь к ближнему. Проявляется это в следующем:
  • Равнодушие к боли другого. «Я» не воспламеняется, когда другие страдают.
  • Крайняя форма подобного равнодушия – это «умри ты сегодня, а я завтра».
  • «Я» не желает объективно разобраться в проблемах другого: не грузите меня.
  • «Я» не снисходит до слабостей и до ошибок другого, не готово и понять.
  • «Я» использует другого сколько ему позволяют.
  • У «Я» неприятие не таких, какими «Я» хотело бы их видеть.
  • «Я» не признает рост других, не признает изменение характера человека в лучшую сторону.
Люди часто заявляют, «Нельзя никому верить. Один говорит одно, а другой другое». Такая позиция свидетельствует о том, что человек не хочет вникать в суть дела и, если случится, огорчаться или расстраиваться, не хочет тратить силы, если не видна польза. Себя он любит, а другие его не интересуют. И это тоже эгоизм. Возможно, что человек не хочет портить отношения ни с одной стороной. Но такая любовь – это плотская симпатия.

Контекст

Эгоист имеет круг интересов – это родные, сотрудники или друзья. Эгоист может помнить и хоть как-то заботиться о тех, кто в этом кругу, а это «Я»-жена (но не дети), «Я»-дети (но не жена), «Я»-жена-дети, «Я»-семья-родня, «Я»-работа (но не семья), «Я»-компания (но не семья, не родня). Круг интересов эгоиста может варьироваться, но он всегда узкий.
Прекрасная иллюстрация эгоизма приведена в следующей статье
Удаль и достоинство в представлении варвара — умение освоить и присвоить как можно больше ресурса и удержать его от других таких же богатырей. При этом у варвара вообще нет горизонта планирования: он логично рассуждает, что то, что сегодня не присвоит он, завтра присвоят другие.
Поэтому он снимает канализационный люк и тащит его на металлолом, уверенный не просто в том, что он ни в чём не виноват, но даже в том, что он делает полезное дело. Вот люк лежит, пропадает, не используется, — а он его сейчас с пользой применит. В его понимании люк — такой же ресурс, каким в понимании первобытного человека может быть камень. Полезное ископаемое. Не продукт чужого труда, а вот просто оно здесь росло.
Никогда не видели, как отдельные варвары, приезжая за границу, начинают рыдать — мол, какая страна буржуям досталась? У них, правда, не работает причинно-следственная связь «эти буржуи эту страну построили». Готические соборы, Эйфелевые башни и монорельсовые поезда они воспринимают как что-то, само по себе выросшее. Ресурс, которым несправедливый Боженька почему-то наградил не тех. Больше здесь.
Автор соотносит с понятием «варвар» идею горизонта планирования. Но скорее следует говорить об эгоисте и его мире в котором он живет. Он живет в узком ограниченном мире. Контекст, в котором существует эгоист может быть чуть больше или чуть меньше, но он всегда ограниченный. Вот потому он не видит причинно-следственной связи. Точнее, он не хочет видеть причин событий и потому думает о том откуда взялись Готические соборы, Эйфелевые башни и монорельсовые поезда. Обычно он не хочет видеть: незачем сушить голову, но впоследствии и не может видеть. Он не видит следствий. Не хочет думать о следствиях. Вот потому и ворует крышку канализационного люка.
Верующий живет по принципу: не забочусь (не беспокоюсь) о завтрашнем дне, потому, что я с Богом. Неверующий тоже живет по этому принципу, но мотив другой: не забочусь (не беспокоюсь) о завтрашнем дне, потому, что выкрутился сегодня – выкручусь и завтра.
Контекст – это еще нейтральное слово. Об эгоизме следует говорить жестче. Эгоист с младенчества сидит в скорлупе своего эгоизма. Человеку предстоит выбраться со этой своей скорлупы эгоизма и проникнуть в духовный мир. Иначе, если он не выберется, то в старости он будет протухшим яйцом.

Альтруизм

Википедия дает еще одно определение, полезное для рассмотрения в этой статье.
Альтруи́зм — понятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага. В некоторых смыслах может рассматриваться как противоположное эгоизму.
И этого понятия тоже нет в Библии. Но в Библии задается стиль поведения альтруиста. Библия учит тому, как не быть эгоистом.
Флп.2:4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
Флп.2:5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
Или вот еще призыв, исполняя который человек не будет эгоистом.
Иак.2:15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
Иак.2:16 а кто-нибудь из вас скажет им: <идите с миром, грейтесь и питайтесь>, но не даст им потребного для тела: что пользы?
В миру сострадающего человека назовут альтруистом.

Неверие

Личность эгоиста. Эгоисту не нужен никто, в том числе и Бог. Эгоисты – это неверующие.
2 Тим.3:2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
2 Тим.3:3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
2 Тим.3:4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
2 Тим.3:5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
Но эгоизм – это также будет неуважением к Богу. Бог хочет видеть свои творения дружной общительной семьей. Эгоист пренебрегает ближним, значит пренебрегает и Творцом ближнего. Эгоист отделяет себя от людей, а это значит, что и от Бога и, тем самым уводит себя в геенну. Позиция эгоиста: «Боже, ты мне не нужен». Эгоистичное общество – это также и безбожное общество. В контексте духовного мира эгоизм – это зло.
Эгоизм – причина неверия.
Матф.13:14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите,
Матф.13:15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
Две характеристики человеческого поведения «Огрубело сердце» и «не обращается к Богу» – неразрывны. Чтобы человек уверовал надо лечить от эгоизма, а чтобы избавиться от эгоизма надо в душе человека разжечь веру. Человек начинает видеть других тогда, когда в нем усиливается уверенность в Боге. Больше веры, больше альтруизма.

Следствие: зависимость

Бог воспитывает эгоиста еще в земной его жизни. Это воспитание может быть весьма жестким. Можно даже утверждать, что это воспитательное смирение или стеснение есть Божьим наказанием. Это различного рода зависимости. Зависимости внешние и внутренние.
Но вот одна из них. Почему Бог не оставил в Новом Завете прямой, ясной и недвусмысленной заповеди, запрещающей принимать алкоголь в любом виде и в любых количествах?  Более того, почему Бог назвал главной заповедью (одной из двух) любовь к ближнему как к самому себе, а не какую-либо другую запретительную заповедь? Опьянение алкогольное, наркотическое или иное – это свидетельство того, что опьяненный – это эгоист. Попытки подавить в себе зависимость (в том числе и алкогольную) без развития любви к ближнему – это лечение симптомов, а не самой болезни. Надо не ограничивать использование алкоголя, не просто бороться с зависимостью, но учиться видеть вокруг себя людей. В Новом Завете есть предупреждение:
Тит.2:3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
Тит.2:4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
То есть, пусть женщины не порабощаются пьянству, а вместо этого пусть учат молодых любить мужей, любить детей, то есть, пусть ни пожилые, ни молодые женщины не будут эгоистками.
Но вот в чем парадокс. Эгоист изо всех сил старается быть свободным, независимым от людей, и, тем не менее, он порабощен. И чем уже его жизненный контекст, чем больше он сосредоточен на себе, тем жестче зависимость от среды, от своих внутренних страстей и стереотипов. Зависимость – это есть наказание человека за эгоизм. Это Бог наказывает человека, смиряет, принуждает видеть людей.
Традиционная культура не даёт человеку быть автономным, все живут под присмотром. Молодые наблюдаются представителями старших возрастов. Старики сидят на лавках, смотрят и обсуждают, кто куда и откуда идёт, в итоге родители или жена всё про вас узнают, всё будет доложено в лучшем виде. Да и потребности в автономии нет: человек родился на людях, прожил на людях и стариком будет воспроизводить эту культуру.
Стремление к гомогенизации, уравниванию пронизывает традиционную культуру. А индивидуализм, наоборот, характеристика греховная: будь как все, не выделяйся, не отделяйся от народа. Поэтому русские крестьяне отказывались осваивать новые эффективные технологии сельхозпроизводства: мол, наши отцы и деды были не глупее нас. На самом же деле объективный смысл в том, что освоение новых технологий ведёт к дифференциации: я освоил — я стану богаче. В то время как крестьянская община блокирует социальное расслоение. Если будешь всё богаче и богаче, однажды к тебе явится «красный петух». Поэтому и советский эксперимент замечательно укладывался в ожидания наших людей, в их представления о справедливости, равенстве и братстве.
Зависимый еще не грешник, но успокаиваться ему не следует – он им будет несомненно. Будущее его мрачно.

Следствие: потеря покоя.

Почему так важно человеку быть среди людей, быть в единстве с людьми? Каким должно быть это единство? Ответ дает Учение Христа. Бог дал человеку все необходимое для общения: чувства восприятии, язык общения, органы тела для взаимодействия, для взаимопомощи, для производства потомства. Дает как аванс. На что же должен быть потрачен этот аванс? На взаимодействие, на взаимопомощь, на сочувствие, на эмпатию, на сострадание. Человек не должен быть эгоистом и гордецом. Если же возможности и ресурсы, которые Бог дал ему, не используются по назначению, если человек не пользуется этим авансом, то этот аванс отнимается. Но отнимается особенным, специфическим образом. Человек ведет себя как эгоист, как гордец. Живет только для себя: как самого себя, любит только себя. Бог лишает такого человека покоя, погружает его в зависимости. Вот это и есть то, что Бог отнимает возможности общения. Пользы человеку от его возможностей общения ни слишком много, хоть буквально они не отняты. Каждому Бог определяет свое стеснение, свое бремя, свою боль.
Христос видит этот тотальный эгоизм, и, соответственно, это тотальное беспокойство, боль, душевную пустоту, этот не только экзистенциальный страх и зовет людей к Себе.
Матф.11:28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
Матф.11:29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
Матф.11:30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Христос зовет к Себе всех, значит обеспокоены все. Но к Христу идут совсем не многие. Многие идут к психотерапевту.
Эгоист – это обеспокоенный человек. Этот же человек вынужден искать покой мирскими способами. Ищет покой в своей плоти или в миру. При этом он очень часто проявляет себя как индивидуалист. Он пытается навязать и навязывает свою волю другим. Пытается заставить ближних поступать так как ему надо и заставляет. Вполне возможно, что часто он это делает не осознанно. Но таким образом он ищет косвенное подтверждение правильности его образа жизни.
Мирские способы найти покой разные – это найти богатство, уважение, почитание, восхищение окружающих, здоровье, политическую силу, привлекательную внешность, престижную работу. Но все это только мираж.

Следствие: стеснение внешними обстоятельствами

В сознании людей сформировалось представление о том, что такие явления как рабство (больше здесь) и крепостничество (больше здесь) в истории развития человечества объективны и неизбежны. Как будто бы они появлялись в качестве социальных укладов в соответствии с некоторым объективным законом в развитии человеческой расы. Но, увы, это не так. Эти явления – это результат наказания и смирения человека за эгоизм и гордыню, за то, что человек не смиряется перед Богом. С точки зрения Библии эти явления могут быть, а могут и не быть в истории какого-либо общества. Могут они не быть только в том случае если общество в массе богобоязненное. Но вот беда в том, что таких обществ в истории почти не было и потому и есть некая объективность в их существовании. О существовании обществ, в которых не было рабства или крепостничества, больше могут рассказать профессиональные историки. Но Богу совсем не обязательно придерживаться некоего однообразия, когда Он смиряет людей. Рабство и крепостничество – это не единственные социальные механизмы смирения человеческого рода. Свобода человека может быть ограничена различными способами: тоталитарным государством, патриархальным укладом, патриархальной семьей, криминальной средой, тюрьмой, армией (особенно в СССР), трудовой эмиграцией, маленькой зарплатой в экономически отсталой стране и т.п. Об этом можно прочитать также здесь.

Пример: эгоизм и лицемерие

Иногда эгоист скрывает свою суть. Стыдно перед людьми. Но это не часто. Иллюстрация из истории. Цитата из статьи:
А если кто-то со слезой на глазах смотрит фильмы, как Ленин пьет морковный чай, посмотрите для начала документы, какие пайки получали Ленин и Крупская в специальном кремлевском распределителе. Причем Надежда Константиновна норовила придти туда несколько раз в день и затариться на всех родственников, что очень раздражало «скромного» Ильича. Сегодня эти документы – не секрет. Там вы увидите и апельсины и лимоны и черную икру, и курочек и пр. Байки про морковный чай и голодающего Ильича – для идиотов.
Реальная картина была такой:
Ежедневно подписывая разнарядки и требования для столовой ЦК и для различных кремлевских служб, он внимательно следил за ассортиментом продуктов, куда обязательно входили три сорта паюсной икры, разнообразные сорта мяса, колбас, сыров, деликатесных рыб, особенно любимые им соленые огурчики, маринованные и соленые (когда не было свежих), грибы и три сорта кофе. Ленин был гурман, и в разгар небывалого голода, уносящего в день десятки тысяч человек, мог выговаривать Горбунову, что "икра вчера имела странный запашок", "грибы были в безобразном маринаде" и что "неплохо бы повара посадить на недельку в тюрьму". Больше здесь.
Вот чем на деле была власть большевиков: жесточайший эгоизм и лицемерие.

Пример: варварство

"Русский" – может быть определено один словом "эгоизм". Именно поэтому он отличается от всех европейских наций, от наций условного запада. Каждый человек в большей или меньшей степени эгоист, но русский – это абсолютный рафинированный эгоизм. Именно поэтому тотально нарушаются все заповеди Библии. Именно поэтому без кнута нет организации. Именно поэтому внутренний закон (беззаконие) доминирует над внешним законом. Именно поэтому русский презирает всех нерусских. Да и русских тоже. Именно поэтому абсолютная безответственность среди населения. Именно поэтому психология русского человека – это рабская психология (больше здесь) и патриархальный менталитет.
У русских нет культуры труда. Это значит, что нет ответственности, это значит эгоизм. У русских нет умения самоорганизовываться. Но это значит, что никто не хочет брать на себя ответственность, никто не хочет склониться перед организатором. Если нет страха перед вышестоящим, то на вышестоящего не обращают внимания.
Столетиями поведение России было поведением кочевника, – захватил территорию, разграбил, загадил, ускакал и т.д. Снова захватил, снова разграбил, снова загадил и т.д. Высокая организация здесь не нужна. Нужен лидер с крепким кулаком на время военного похода. И это тоже поведение эгоиста.
Варвар нового цивилизационного ресурса не создаёт, варвар, живущий в цивилизации, её хаотизирует. Если он заходит в лифт, то в лифте он писает. Если идёт мимо забора, то пишет на нем простое русское слово из трёх букв. Я помню время, когда у телефонов-автоматов ломали трубки, чтобы вынуть оттуда динамик и как-то использовать его в своих целях. Больше здесь.
Автор строит вычурную социальную конструкцию: цивилизационный ресурс, самоорганизация и т.п. Но все проще и банальнее: речь идет об эгоизме. Контекст мира для эгоиста сужен до минимума. В мире эгоиста нет других людей, кто тоже пользуется лифтом, нет хозяина забора, который он разукрасил, нет телефонной компании, чьим имуществом был испорченный телефон.

Мир осуждает эгоизм

В литературе более чем достаточно критики и осуждения эгоизма. Например,
В минуту смерти эгоизм претерпевает полное крушение. Отсюда страх смерти. Смерть поэтому есть некое поучение эгоизму, произносимое природой вещей. (Артур Шопенгауэр)
Эгоизм, вооружённый разумом, старается избегнуть своих же собственных дурных последствий, направляющихся против него самого. (Артур Шопенгауэр)
Ведь я только всего и хочу, чтобы все всегда было по-моему. (Бернард Шоу)
Много веков потребовалось людям, чтобы хотя бы на словах признать, что жизнь других имеет ту же ценность, что их собственная жизнь. На практике же, по большому счету, все остается как и было прежде: если нужно в своих интересах пожертвовать жизнью других, они делают это легко, без зазрения совести и колебаний, однако сильно возмущаются, когда другие запросто распоряжаются их собственными жизнями. (Али Апшерони)
Я не воспринимаю тех людей, которые заботятся лишь только о самих себе. (Али Апшерони
Самая почётная победа — та, которую одерживают над эгоизмом. (Пьер Буаст)
Себялюбие — яд для дружбы. (Оноре де Бальзак)
Эгоизм — это не значит жить так, как хочешь, это требование к другим жить так, как вы этого хотите. (Оскар Уайльд)
Эгоист это тот, кто любит себя больше чем меня. (Оскар Уайльд)
Эгоист — человек дурного тона, больше интересующийся собой, чем мной. (Амброз Бирс)
Эгоист — это тот, кто заботится о себе больше, чем обо мне. (Юлиан Тувим)
Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви. (Аристотель)
Эгоизм — симптом недостатка любви к себе. Кто себя не любит, вечно тревожится за себя. (Эрих Фромм)
Люди в миру порицают эгоизм. Но, тем не менее, сами остаются эгоистами и не меняются.
Эгоизм - такой отвратительный порок, который никто не простит в другом человеке и никто не признает в самом себе. Генри Уорд Бичер
Эгоисты всех больше жалуются на эгоизм других, потому что всего больше от него страдают. Василий Осипович Ключевский
Эгоизм ненавистен, и те, которые не подавляют его, а только прикрывают, всегда достойны ненависти. Блез Паскаль
Эгоизм счастливых людей — беспечный, поверхностный и безотчетный. Эгоизм несчастных людей — ожесточенный, горький и убежденный в своей правоте. (Мария фон Эбнер-Эшенбах)
Братолюбие живёт тысячью душ, себялюбие — только одной, и притом очень жалкой. (Мария фон Эбнер-Эшенбах)

Вата в Украине

И в Украине полно “ваты”, рассуждающей: “Вот при Януковиче все было нормально, а после Майдана стало плохо”. Или, услышав разговор об украинских волонтерах, заявляют: “Вот у них там нет денег на армию”. Человек выражает недовольство по любому поводу одинаково: “Вот ОНИ там…, вот у НИХ там”. Такая позиция человека говорит об одном: этот человек – эгоист. Вот война и есть Господне лечебное средство против эгоизма. Точнее, одно из Божьих средств лечения от эгоизма – война. “Нам все равно, кто у власти, чтобы только не было войны”, – говорят. Но так рассуждаете вы – эгоисты. Война пришла из-за вас и для вас.
Ко всему, разве тотальная коррупция, что тоже есть эгоизм, в стране не есть одной из причин войны? Конечно есть. Разве беспорядочные сексуальные отношения, что стали в Украине почти что нормой и что тоже есть эгоизм, не есть одной из причин войны? Конечно есть.

Индивидуализм

Хорошая иллюстрация эгоизма есть в шведско-датском сериале Мост. Вопрос не в том, любить ближнего или нет, а в том, что основная героиня сериала Сага Нурен даже не понимает этой идеи: возлюби ближнего. Идею любви к ближнему она умудрилась отфильтровать и отсечь из своего сознания еще в детстве или в юности. Сага Нурен – индивидуалист до мозга костей. То, что ей не нравится она не делает. На людей она обращает внимание постольку поскольку они оказываются в поле ее профессиональной деятельности. Героиня живет исключительно для себя. Она даже не знает, что к ближнему надо относится милосердно: не видит для этого оснований.
До крайности усиленная форма индивидуализма – это нарциссизм.
Нарциссизм - психологическое состояние полной сосредоточенности на собственной персоне, в котором все окружающее воспринимается только через призму желаний данной личности. Э. Фромму принадлежит большая заслуга в истолковании феномена нарциссизма. Рассматривая его в историческом аспекте, Фромм предупреждает об опасности доминирования в межличностных отношениях различных форм группового нарциссизма (религиозной, расовой, политической). По мнению Э. Фромма, любое проявление нарциссизма может завершиться фанатизмом и разрушением (см.: Фромм Э. Бегство от свободы, 1941). Больше здесь.
Нарциссизм – это гордыня, эгоизм и индивидуализм вместе взятые. Даже мирской человек понимает, что нарциссизм в человеке надо преодолеть. Фромм исследует путь преодоления нарциссизма в человеке.
Становится ясно, какое значение имеет феномен нарциссизма с духовно-этической точки зрения, если вспомнить, что главные учения всех значительных гуманистических религий могут быть сформулированы в одном предложении: цель человека - преодоление его нарциссизма.
В иудаистском и христианском преданиях эта же цель, сводимая к преодолению нарциссизма, формулируется по-разному. В Ветхом завете говорится: "...люби ближнего твоего, как самого себя" (Левит. 19:18). Заповедь гласит о необходимости преодолеть свой нарциссизм хотя бы настолько, чтобы наш сосед был для нас также важен, как и собственная личность. Но Ветхий завет идет гораздо дальше и требует любить "пришельца". "...Люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской" (Левит. 19: 34). Пришелец - это как раз тот, кто не принадлежит к моему роду, моей семье, моему народу; он не является частью группы, с которой я нарциссически связан. Он является просто человеком. В пришельце открывается человеческое существо, как это представлено у Германа Когена. В любви к пришельцу исчезает нарциссическая любовь, ибо она означает, что я люблю человеческое существо в его бытии как таковом, в его другом-нежели-мое бытии, а не потому, что оно такое, как я. Когда в Новом завете говорится: "Любите врагов своих", то тем самым выражена та же мысль, только несколько заостреннее. Если пришелец является для тебя абсолютно человеком, то он больше не враг тебе, поскольку ты сам становишься истинно человечным. Лишь тот, кто преодолел свой нарциссизм и может сказать: "Я есть ты", способен любить пришельца и врага.

Преодоление

Каждый человек эгоист. Вопрос только в том, какова в человеке степень эгоизма и равнодушия к ближнему. Крайне редко человек сам осознает самого себя как эгоиста. Если человек не меняет себя, если не борется с собой, то в какой-то момент Бог проявит человека: покажет и ему самому, и ближним его эгоистичную натуру. Господь выберет время и создаст обстоятельства, которые окажутся лакмусовой бумажкой для эгоиста. Бог подберет обстоятельства «подходящие» для каждого. Вот как в этом примере.
Мф.19:16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
Мф.19:17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
Мф.19:18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
Мф.19:19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
Мф.19:20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
Мф.19:21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Мф.19:22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
Иисус не ждал от этого молодого человека, чтобы он действительно распродал имущество и раздал нищим. Ведь никто из двенадцати учеников Иисуса не делал ничего подобного ни во время служения Иисуса, ни после. Иисус протестировал этого юношу и показал ему самому, что тот еще не избавился от эгоизма, он еще привязан к своему богатству. Ведь исполнить заповедь ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО КАК САМОГО СЕБЯ, это значит преодолеть свой эгоизм. Христос же не просто призывает видеть других и заботиться о других, но задает очень высокие стандарты заботы.
Можно ли вылезти из кокона эгоизма? Пробить скорлупу эгоизма. Можно и нужно. Преодоление эгоизма – это личная работа души. Подобно тому, как пепел Клааса стучал в сердце Уленшпигеля, так совесть каждого должна стучать в сознании человека о служении ближнему.
Преодолеть собственный эгоизм – это значит установить баланс потребления для ухода за телом. Баланс во внимании и времени для себя и для ближнего. Самостоятельно это сделать весьма трудно. Только Бог может человеку в этом помочь.
Матф.19:26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.
И еще.
1Пет.5:7 Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.
Бог допускает человеку неумеренное потребление (хотя и не всем), но осуждает такое потребление.
Матф.23:24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
Несмотря на то, что Библия сурово осуждает эгоизм, никто из людей не вправе требовать от другого, чтобы он был милосердным. Никто не может принудить человека быть милосердным. Такие усилия не увенчаются успехом. Если кто-то требует от другого милосердия, то это тоже проявление эгоизма.
Многие люди в миру понимают то, как важно не быть эгоистом, и что для этого надо что-то делать. Распространены различные советы, рекомендации по преодолению эгоизма. Многие из них вполне разумные.
  • Старайтесь что-то делать для окружающих.
  • Не переводите все беседы с окружающими на себя.
  • Не перебивайте людей, учиться слушать.
  • Перестаньте постоянно проявлять недовольство происходящим.
  • Будьте терпимее к людям, которые указывают вам на ошибки.
  • Будьте терпимее и снисходительнее к ошибкам других. Как учит Новый Завет:
Рим.15:1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
Рим.15:2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
  • Старайтесь быть менее обидчивыми.
  • Находитесь среди людей, а не пытайтесь уединяться и пребывать в одиночестве, ибо только в обществе вы можете обнаружить в себе как положительные, так и негативные черты характера.
  • Как можно чаще ставьте себя на место другого и пытайтесь понять каково ему сейчас. Ведь эгоист всегда только на своем месте.
1 Кор.10:24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
  •  Старайтесь проникнуться проблемами других людей.
Гал.6:2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
  •  Молитесь и просите Бога изменить свой характер.
Мф.7:12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
  • Служите и угождайте ближнему чем только можете. Следующее назидание говорит именно об этом.
Мф.6:19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
Мф.6:20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
Мф.6:21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Мф.6:22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
Мф.6:23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
Мф.6:24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
Человека в этой жизни постоянно окружают люди. Человек, кем бы он ни был, всегда в коллективе.
  • Семья.
  • Работа.
  • Жизнь в многоквартирном доме.
  • Служба в армии.
  • Учеба в школе или в других учебных заведениях.
Этот коллектив предназначен прежде всего для духовного взросления человека, для очищения его души от гордыни и от эгоизма. Но есть еще одна среда – это церковь, – это христианская община. Христианская община – это та среда, в которой человек имеет возможность избавиться от главной своей беды – от эгоизма. Община – это щадящая среда (больше здесь), где лечение от эгоизма происходит наиболее эффективно и с наименьшим ущемлением личных амбиций. Хотя общины бывают разными.
Для того, чтобы не ломать себя в зрелом возрасте, избавляясь от эгоизма, надо учиться скромности с юных лет. Также и детей этому следует учить с юных лет. С детства ребенка следует учить жить экономно, не стремиться к роскоши, быть скромным в быту и между людьми, жить без взяток и без воровства, жить с уважением к пожилым, к детям, к больным.

Тестирование себя

Себя можно время от времени проверять и тестировать – избавлюсь ли я от эгоизма или нет. В литературе предлагаются различные тесты для этой цели (источник здесь).
  • Чувство сопричастности к природе и другим людям.
  • Огромное чувство благодарности.
  • Потеря интереса к любыми конфликтным ситуациям.
  • Потеря интереса к интерпретации действий и слов других людей.
  • Потеря интереса к осуждению людей.
  • Получение способности любить и дарить любовь, не ожидая ничего взамен.
Или вот такие:
  • Готов ли я браться за дело, полезное для других?
  • Есть в моем сознании настрой: «Если не я, то кто?» 
  • Выполняю ли обещанное?
  • Отдаю ли долг кредиты, погашаю ли кредиты?
Список можно составить и подлиннее.

Как бы итог

Современное общество на всех континентах куда более мягкое и терпимое, чем можно увидеть, читая о жестоких нравах в предшествующих эпохах. Но этого мало с точки зрения тех стандартов, что установил Бог для человека. И еще одно замечание. Вопреки уже установившемуся мнению о том, что человек прогрессирует. Увы не прогрессирует, а деградирует. Эгоизм и гордыня в обществе усиливаются и будут усиливаться.
Матф.24:12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
Эгоизм и гордыня расцветут пышным цветом. Человеческий род на земле будет уничтожен.
2Пет.3:7 А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
2Пет.3:10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.
С Богом останутся в вечности только те, кто сумел вытравить из своей души метастазы гордыни и эгоизма.
Колесник Валерий
13.04.2019
Похожие тексты:
Люди недовольны Богом. Здесь.
Поэма про «вату». Здесь.
Психологический портрет гордеца. Здесь.
Пассионарии зла. Здесь.
Критикуем власть. Как сладостно. Здесь.
Притча о талантах (жизнь - супермаркет). Здесь.
Рабская психология VS христианство. Здесь.
Личностные нравственные качества. Здесь.
Неверующие тоже веруют. Здесь.
Воздастся! Кем воздастся? Здесь.
Оправдание своего зла чужим. Здесь.
Совершенная личность? Возможно вполне! Взрослая совершенная личность. Здесь.
Почему многих в финале ждет старческий маразм? О маразме. Здесь.
Возлюби ближнего. Здесь.
Паоло Коэльо. Непреходящая любовь ватника. Здесь.
Христианская любовь. Что это? (1 Кор.13:4-8а). Здесь.
Стиль поведения молодежного религиозного лидера. Памятка лидеру. Здесь.
Групповая терапия VS Учение Христа. Здесь.
Человек не абсолютная ценность. Здесь.
Счастье, ты где? Здесь.

Комментарии