Стратегия блога

Стратегия блога 1. Вернуть христианству позитивный образ. Отделить от Учения Христа то, что принесло законничество и конфессионные вероучения. Учение Христа вместо религиозности. 2. Показать тотальное действие Бога через социальные законы, действующие в обществе. Учение Христа вопреки эволюции и материализму. 3. Продвинуть идею автономных общин. Вопреки организованным конфессиям. 4. Показать Библию как источник ответов на сложные житейские вопросы. Вопреки внутриконфессионному законничеству. 5. Вернуть людям этическую систему Христа. Вопреки секулярным этическим кодексам.

Вред собственному здоровью – грех?

Вред собственному здоровью – грех?

В религиозном мире в последние годы укоренился стереотип: “Наносить вред своему здоровью – это грех”. Это пример того, как мирские стереотипы проникают в религиозное сознание. Мирская психология движется в Церковь. Как часто на всевозможных застольях звучат тосты и пожелания: “Желаем вам здоровья. Главное – здоровье. Выпьем за то, чтобы мы были всегда здоровы, и чтобы всегда были деньги. И т.п.” И, несмотря на то, что здоровье в миру – непреходящая ценность, отношение к здоровью весьма небрежное, порой просто наплевательское. Мирской человек расширил круг своих занятий и увлечений, которые либо прямо, либо исподволь причиняют вред здоровью. Это употребление спиртных напитков, наркотиков; это курение; это неумеренное увлечение спортом, бодибилдингом; это переедание или изнуряющие диеты, это погоня за сексуальными утехами, это компьютерная зависимость и увлечение играми. Список можно продолжить. Конечно, очень хорошо быть и чувствовать себя здоровым. И очень не хотелось бы болеть какой бы то ни было болезнью. Конечно, совсем глупо делать нечто такое, что нанесет вред своему собственному здоровью. Вероятно, для того, чтобы удержать человек от того, чтобы наносить вред здоровью, и была придумана идея сослаться на Библию, как на средство устрашения. Некто решил обосновать требование бережного отношения к здоровью библейской мотивацией. Вот цитата православного автора: “…Церковь Христова бережно относилась к человеческой жизни, как к священному дару, данному нам Господом. Причинение вреда своему здоровью или здоровью других людей всегда считалось грехом.” (Больше здесь). Но в Библии и, прежде всего, в Новом Завете нет такой идеи. Наносить вред своему телу, своему здоровью – это плохо, но Библия по этому поводу молчит!

Единственный стих из Нового Завета, который используют для того, чтобы показать, что вредить собственному здоровью грех, – это: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" (1 Кор.6:19). Но этот стих не говорит о физическом теле и не дает оснований для того, чтобы призывать к сохранению здоровья. Этот стих является частью фрагмента Первого послания Коринфянам шестой главы с 13 стиха по 19. В этом фрагменте используются понятия “чрево” и “тело”. Эти понятия в этом фрагменте нельзя понимать буквально. Это метафоры, “чрево” – это “тело”, то есть, физическое тело человека, а “тело” – “душа”, то есть, душа человека. Если понимать их буквально, то в этом фрагменте возникнут бессмысленные выражения. Например, шестнадцатый стих звучит так: “Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.  Но ведь совокупляющиеся не становятся буквально одним телом. А если понимать этот стих метафорически, значение его вполне логичное. Они стали одной душой – с одними и теми же мыслями. Конечно, не абсолютно одними и теми же, но порой сближаются существенно – до совместного совершения преступлений. В рассматриваемом фрагменте именно эта идея – единства в мыслях, по душе. Следовательно, девятнадцатый стих в контексте этого фрагмента, тоже следует понимать метафорично: “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?” Именно души наши суть храм живущего в нас Святого Духа. При таком понимании может возникнуть тавтология в двадцатом стихе: “…Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии”. Учитывая, что понятие “тело” имеет значение “душа”, то предложение имеет вид: “ Посему прославляйте Бога и в душах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ”. Но такого не произойдет по той причине, что текст: “…и в душах ваших, которые суть Божии…”, – это вставка, которая есть только в Textus receptus. В более ранних манускриптах этих слов нет. Реальное действительное значение 1 Кор.6:19 – “Не знаете ли, что души ваши суть храм живущего в вас Святого Духа …”. Кроме того, даже если понимать слова в 1 Кор.6:19 буквально, то и в этом случае из этих слов не следует то, что человек должен беречь свое здоровье, а вредить собственному здоровью – это грех.

Этот анализ подводит к тому, что нужно заботиться о том, чтобы не навредить душе, а не телу. А такой вывод подтверждается Учением Христа. Например, "Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мк.8:36). В Новом Завете нет ни прямого, ни косвенного утверждения о том, что вредить своему здоровью – это грех.

Плоть в понимании физического тела с точки зрения вечности, для спасения не имеет безусловной ценности. Физическое тело не будет спасаемо: "Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления." (1 Кор.15:50). Ценность живого человеческого организма, с точки зрения Учения Христа, не намного больше ценности праха, из которого оно сотворено: "Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные." (1 Кор.15:47-48). Для вечности Бог даст человеку другое тело: "Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие." (1 Кор.15:53). Физическое же тело не является храмом или чем-то исключительно важным в духовном смысле.

Тело, физический организм в Божьих глазах – это средство для воспитания человека, для воздействия на его душу. Посредством воздействия на тело Бог управляет человеком, его душой. Тело в человеке не главное: "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне." (Матф.10:28). Гуманизм же из человеческого тела делает идола.

Косвенно о том, что приоритет души по отношению к физическому телу более высокий, можно увидеть в следующих стихах: "Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну." (Мф.5:29-30). Процитированный стих тоже метафоричный. Но ведь в качестве метафоры взяты не сандалии, рубашка или пояс, но органы человеческого физического тела. Приоритет души выше физического тела. Именно душа с точки зрения того, чтобы увидеть Господа, должна быть чистой и непорочной.

Иисус для спасения человека полностью пренебрег своим физическим телом, своей жизнью: "Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего." (Ин.10:17-18).

Совершенно не переживали ученики Иисуса из-за того, что был нанесен вред их здоровью: "Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их. Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие." (Деян.5:40-41).

И следующий текст: "...Ибо мы ходим верою, а не видением,…" (2 Кор.5:7), в отличие от распространенного понимания, тоже говорит о том, что приоритет физического тела незначительный по сравнению с верностью, которой должен жить человек. Фраза: “Мы живем благодаря вере, а не благодаря виду [= телу]”, – имеет несколько другое значение. А именно, «мы живем благодаря нашей верности Богу, а не нашему телу, видимому со стороны». То есть, мы живем благодаря верности Богу, а не благодаря здоровью.

Верность же – это продукт души. Более точный перевод этого стиха такой: “Благодаря вере ведь живем не c помощью [внешнего] виду”, а перифраз такой: “Мы живем благодаря верности [Богу], а не благодаря физическому телу (тому, что видимо со стороны)”. И весь фрагмент, откуда взята предыдущая цитата, тоже говорит с сожалением о необходимости пребывать в физическом теле: "Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, - ибо мы ходим верою, а не видением, - то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа." (2 Кор.5:1-8).

Несмотря на такие приоритеты для тела и для души, не значит, что телом можно пренебречь, не заботиться о нем или, более того, изнурять и убивать. Конечно, здоровье надо беречь и о теле надо заботиться и ухаживать, но в меру и не во вред душе.

Если принять идею, что вредить своему телу – грех, продолжив размышления в этом направлении можно прийти к выводу, что лелеять физическое тело, укреплять здоровье есть нечто богоугодное. Получается, что для повышения своей святости и духовности полезно заниматься физкультурой, делать массаж, посещать спа-салоны, принимать солнечные ванны, два-три раза в год ездить на курорт. Да кто от этого отказался бы? Но какое это имеет отношение к служению Богу, к служению ближнему? Было бы смешно, если бы не было грустно. Но разве неизвестно, что больной, как правило, думает, прежде всего, о себе, о своем выздоровлении. Забота о собственном здоровье не позволяет видеть нужду ближнего. А сколько таких людей, что усиленно заботятся о своем здоровье, даже не имея особых проблем со здоровьем. Забота о своем здоровье развивает и разжигает эгоизм.

Апостол Павел имел жало во плоти – некую болезнь: "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: <довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи>. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова." (2 Кор.12:7-9). Но также пребывал в нем и Святой Дух, о чем свидетельствуют его боговдохновенные послания. Но нигде в Новом Завете нет жалоб Святого Духа на то, что ему не совсем комфортно в не совсем здоровом теле апостола.

#вред_здоровью #грех_и_болезнь

 

 

Колесник Валерий

18.09.2012

Адрес блога.
Страница в Facebook

Похожие тексты.

Люди недовольны Богом. Здесь.

Критикуем власть. Как сладостно. Здесь.

Притча о талантах (жизнь - супермаркет). Здесь.

Почему важно не обманывать себя. Здесь.

Не судите! – Да неужели! Здесь.


Обсуждаем ближних (Обсуждение за глаза). Здесь.

В христианских общинах не должно быть командиров. Здесь.

Too many tears. Why? Стеснение и боль. Здесь.

Чувства верующих. Оскорбляли и будем оскорблять. Соблазн и преткновение. Здесь.

Последствия грехов родителей – страдания детей. Здесь.

О неправильном понимании греха. Учитесь различать грех. Здесь.

Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке Единство и спасение. Здесь.

Опыт рождает надежду. Здесь.

Почему многих в финале ждет старческий маразм? О маразме. Здесь.

Возлюби ближнего. Здесь.

Что такое ересь? Здесь.

Заблуждение религиозного человека. Здесь.

Общение христиан и не только христиан. Здесь.

Абсолютное воздержание от спиртного. Есть ли такое требование в Библии? Здесь.

Требует ли Библия покрывало на женской голове? Здесь.

Отношения между христианами. Здесь.

Поездка на семинар. Здесь.

Замороженные конфликты (1 Кор.6:7). Здесь.

Христианская любовь. Что это? (1 Кор.13:4-8а). Здесь.

Разговор Иисуса Христа с эгоистом. Здесь.

Стиль поведения молодежного религиозного лидера. Памятка лидеру. Здесь.

Памятка любителям домашних животных. Здесь.

Трудны ли заповеди Христа? Здесь.

Перемены каждый день, или О монотонных буднях. Здесь.

Нужна ли прихожанам теология? Здесь.

Почему христианство утратило привлекательность, или Вместе с водой выплеснули и младенца. Здесь.

Для моей внучки. Здесь.

Встречаем Христа непорочными или чуть-чуть порочными? (1 Кор.1:8) Здесь.

Прилично – неприлично, пристойно – непристойно. Здесь.

Лобзание святое. Это ж как? Здесь.

Секс до брака, или Отдаваться ли мужчине до свадьбы? Здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий