Притча о милосердном самарянине (Лк.10:25-37), или В чем же искушение?
В этой притче контекст обязательно должен быть учтен. Это для того, чтобы понимать в чем же было искушение.
Лк.10:25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Лк.10:26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Лк.10:27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Искушение было в том, что Иисус мог сказать о любви не только к евреям, но и к не евреям. Так как в законе было написано любить только ближних своего народа, любить ближнего еврея.
Лев.19:18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.
Лк.10:28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Лк.10:29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
Лк.10:30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
Лк.10:31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Лк.10:32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Лк.10:33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
Лк.10:34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
Лк.10:35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Лк.10:36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Молодой человек спрашивает, кому он должен помогать. Кому следует помогать в этой жизни. Вопрос актуальный и в наше время.
Люди сейчас могут просто никому не помогать.
- Помогать близким или родственникам.
- Помогать тем, кто нравится.
- Помогать тем, чем модно помогать. Например, известные люди усыновляют (удочеряют) детей.
- Помогать абы кому, в рамках рекламной акции.
- Помогать тому, кто вынуждает оказать ему помощь. Назойливые друзья или родственники.
Кроме того, этот вопрос часто есть отговоркой для эгоистов, для тех, кто не желает вообще никому помогать; для тех кто ищет отговорки, чтобы не помогать ближнему.
Лк.10:36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Иисус же не отвечает на вопрос законника. Прямой ответ Иисуса предполагал другой состав персонажей в притче. А именно: несколько человек кому следовало бы помочь (или не помочь) и один человек, кто принимает решение о помощи. Иисус рисует другую картину: вводит персонаж, который безусловно нуждается в помощи и несколько персонажей, кто может или должен принять решение о том, помогать или нет. Более того, Иисус отвечает законнику вопросом.
Лк.10:37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Таким образом, Иисус переводит разговор на тему: “Постарайся всегда помочь нуждающемуся”. То есть, нуждающиеся всегда найдутся, чтобы только человек всегда был готов помочь им.
Мф.26:11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;
Мк.14:7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
Ин.12:8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
Кроме того, Иисус показал притчей, что в плане милосердия национальность не следует учитывать. Кроме того, Иисус показал притчей, что сами иудеи были немилосердны.
Искушение заключалось в том, что Иисус мог назвать ближними не иудеев, не евреев, а это могло вызвать гнев националистически настроенных соплеменников. Как это и случалось позже.
Деян.11:2 И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его,
Деян.11:3 говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
Деян.22:21 И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам.
Деян.22:22 До этого слова слушали его; а за сим подняли крик, говоря: истреби от земли такого! ибо ему не должно жить.
Тем не менее, Иисус пренебрег возможной опасностью и ответил так, как и ожидал законник. То есть, провокация законника удалась. Но повлек ли этот ответ Иисуса плохие последствия, нам неизвестно.
В этой притче есть доля иронии. Иоанн сказал иудеям и фарисеям.
Мф.3:8 сотворите же достойный плод покаяния
Мф.3:9 и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
Иными словами, Иоанн говорит иудеям и фарисеям, чтобы они не возносились и не думали о себе, что они наследовали праведность от Авраама. Они далеки от высоких стандартов милосердия. Об этом же говорит иудеям и Иисус: в плане милосердия и любви к ближнему они не являются образцом для подражания для тех народов, что их окружали. Самарянин оказался милосерднее тех, кто должен был учить иудеев любви к ближнему.
#израильтянин #еврей #иудей #милосердный #самарянин,
Колесник Валерий
26.12.2017
Похожие тексты:
Притча о талантах (жизнь -
супермаркет). Здесь.
Глас вопиющего в пустыне. Здесь.
Почему крестился Иисус? Здесь.
Так судил ли Иисус или нет? Здесь.
Притча о неверном управителе. Здесь.
Апокалипсис никто не отменял. Здесь.
Награда по труду (Мф.20:1-16). Здесь.
Запретил им объявлять. Здесь.
Где труп, там соберутся орлы
(Евангелие от Луки 17:34-37). Здесь.
Разрушение храма и Второе пришествие
Христа (сравнительная таблица). Здесь.
О разрушении храма и о Втором
пришествии Иисуса Христа (Ев. от Матфея глава 24). Здесь.
«…Отныне не буду пить
от плода…» (Ев. от Мф. 26:29). Здесь.
И примешь ты смерть от себя самого,
или О родовом сознании израильтян. Здесь.
Понимали ли ученики суть Пасхальной
Вечери? (Мф.26:26-28). Здесь.
Почему Иисус никого не крестил? Здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий