Стратегия блога

Стратегия блога 1. Вернуть христианству позитивный образ. Отделить от Учения Христа то, что принесло законничество и конфессионные вероучения. Учение Христа вместо религиозности. 2. Показать тотальное действие Бога через социальные законы, действующие в обществе. Учение Христа вопреки эволюции и материализму. 3. Продвинуть идею автономных общин. Вопреки организованным конфессиям. 4. Показать Библию как источник ответов на сложные житейские вопросы. Вопреки внутриконфессионному законничеству. 5. Вернуть людям этическую систему Христа. Вопреки секулярным этическим кодексам.

Групповая терапия VS Учение Христа

 

Групповая терапия VS Учение Христа

Уже много лет на Западе наблюдается повальное увлечение психотерапией. Но вот парадокс. Хотя лечение у психотерапевтов практикуется уже более ста лет, суть этой так называемой терапии неизвестна. Автор пишет.

Как действует групповая терапия? Если мы сможем достаточно точно и определенно ответить на этот «простой» вопрос, в нашем распоряжении окажется ключ к наиболее волнующим и спорным проблемам психотерапии. (Ирвин Ялом (Irvin D. Yalom) Групповая психотерапия: теория и практика). (Источник здесь).

Это утверждение свидетельство того, что методы подобного лечения найдены интуитивно, почти что случайно. Исследователи психотерапевты идут по полю фактов вслепую.

Предложенный мной список лечебных факторов основывается на моей клинической практике, на опыте других терапевтов, на впечатлениях пациентов, успешно завершивших курс лечения в группе, на соответствующих системных исследованиях. В то же время надо признать, что ни одно из этих оснований нельзя считать бесспорным, а свидетельства руководителей группы и ее членов достаточно объективными, равно как нельзя считать нашу исследовательскую методику совершенной и применимой для всех случаев. (там же)

Даже среди терапевтов, разделяющих одни и те же убеждения и употребляющих одни и те же термины, может не быть единого мнения о том, почему у пациентов наступает улучшение. (там же)

Но это нас не удивляет — история психотерапии изобилует врачами, которые могли эффективно лечить, но не могли объяснить причины этого. Иной раз у нас, терапевтов, «опускаются руки», настолько остро мы чувствуем, что зашли в тупик. У кого из нас не было пациента, у которого совершенно необъяснимым образом наступало общее улучшение состояния? (там же)

Практика лечения не имеет теоретических основ, не имеет фундамента. Вполне обосновано возникает вопрос о последствиях, который сейчас возможно скрыты, о побочных эффектах.

Многие пациенты приходят к терапевту очень обеспокоенные мыслями о том, что никто больше не мучается так, как они, что только они одни испытывают страхи, страдают от проблем и неприемлемых мыслей, порывов и фантазий. В этом, конечно, есть доля правды, поскольку многие пациенты имеют свои собственные «наборы» воздействующих на них стрессовых факторов и того, что скрыто у них в подсознании. Их чувство собственной уникальности тесно связано с социальной изоляцией, с трудностями, испытываемыми в межличностном общении, с недостижимостью искренности и раскрепощенности в интимных отношениях. (Там же).

Здесь автор фиксирует важное наблюдение – об эгоизме больных. Эгоизм – это значит: каждый сам за себя, каждый для себя, каждый внутри себя, – это значит, что общество разобщено.

Еще один автор, далеко не единственный, пишет о разобщенности современного общества.

В «стародавние времена» такого быть не могло. Семьи тогда были, как правило, большие, под одной крышей жили сразу несколько поколений. В деревнях и селах все друг друга знали. Пройти мимо человека не поздоровавшись было невозможно. А новости передавались только по «сарафанному радио»: других источников информации не существовало. Спрятаться в свою скорлупу было просто невозможно – не с одного, так с другого бока достанут. Да и сам человек долго не смог бы оставаться «в скафандре»: слишком многое в жизни зависело от общения.

В современном городе у взрослых людей нет особой необходимости выстраивать и поддерживать отношения друг с другом. Работать, получать информацию, заказывать продукты, развлекаться – почти все нужды первостепенной и второстепенной значимости теперь можно удовлетворить самому, благодаря интернету и СМИ. (Источник здесь.)

Казалось бы, комфорт должен обеспечить человеку также возможность более глубокого и полноценного отдыха, а значит и большую душевную гармонию. Но, оказывается, что именно те, кто имеет прекрасные возможности для отдыха в тишине, как раз и укомплектовали ряды клиентов в кабинетах психотерапевтов. Получается, что побочный эффект комфорта одиночки – потеря покоя. Так ли это?

Нашлись проницательные люди, кто увидел связь между одиночеством человека и его неврозом.

Ведь именно чувство одиночества, отчужденности - болезненное жало невроза. (Эрих Фромм. Психоанализ и религия.)

Но это не просто чувство. Это обоснованное чувство. Значение имеет сам факт одиночества. Ведь то, что человек одинок, говорит о том, что он отделен от других людей. Это есть свидетельство того, что одиночки разделены друг с другом. Важен сам факт одиночества, и при этом не существенно, почему человек отделен, как давно, какая степень его отделения и существует ли степень отделенности. Ведь не тайна в том, что одиночка вполне может быть им, находясь среди людей: «Народу – тьма, а поговорить не с кем».

Современный человек отчужден от себя, от своих ближних, от природы1. Он превращен в товар, свои жизненные силы он воспринимает как инвестицию, которая должна приносить ему максимальную прибыль, возможную при существующих рыночных условиях. Человеческие отношения в сущности являются отношениями отчужденных автоматов, каждый из которых основывает свою безопасность на том, чтобы держаться поближе к стаду и не отличаться от других в мысли, чувстве или действии. Хотя каждый старается быть как можно ближе к остальным, каждый остается крайне одиноким, проникнутым глубоким чувством небезопасности, тревоги и вины, которые всегда появляются там, где человеческое одиночество не может быть преодолено. Наша цивилизация предлагает много паллиативов, помогающих людям не осознавать своего одиночества (Эрих Фромм. Искусство любить.)

Глубокие наблюдения. Но то, что человек отделен от природы – это дело третье. А вот то, что человек отделен от людей – это уже проблема.

При цьому кожен четвертий з 1,5 тис. опитаних тепер повідомив про те, що в нього зовсім немає близьких друзів.

У повсякденному житті "непомітні ці величезні соціальні зміни, які сталися в нашому суспільстві", вказала одна з авторів дослідження професор соціології Університету Дьюка Лінн Сміт-Ловін.

Вона також зазначила, що вчені бачать певний зв’язок між самотністю та соціальною ізоляцією, у якій опиняється усе більше сучасних людей, і різними психічними розладами, кількість яких у жителів США збільшується. (Кореспондент.net 24 Червня 2006, 16:00)

Также проницательные люди заметили, что человек – существо социальное. Потребность в социализации как бы формировалась в первобытном обществе. Люди, только будучи в стаде, имели больше шансов сохранить себя, во враждебной среде (а кто-то говорит об утерянном единстве человека с природой – а было ли оно). Но такие рассуждения – это только версия, только гипотеза. В действительности вынужденное взаимодействие так называемых первобытных людей на охоте никак не трансформируется в любовь к ближнему, в любовь к брату до самопожертвования. Корни социализации не в эволюции.

Почему так важно человеку быть среди людей, быть в единстве с людьми? Каким должно быть это единство? Ответ дает Учение Христа. Бог дал человеку все необходимое для общения: чувства восприятии, язык общения, органы тела для взаимодействия, для взаимопомощи, для производства потомства. Дает как аванс. На что же должен быть потрачен этот аванс? На взаимодействие, на взаимопомощь, на сочувствие, на эмпатию, на сострадание. Человек не должен быть эгоистом и гордецом. Если же возможности и ресурсы, которые Бог дал ему, не используются по назначению, если человек не пользуется этим авансом, то этот аванс отнимается. Но отнимается особенным, специфическим образом. Человек ведет себя как эгоист, как гордец. Живет только для себя; как самого себя, любит только себя. Бог лишает такого человека покоя, погружает его в зависимости. Вот это и есть то, что Бог отнимает возможности общения. Пользы человеку от его возможностей общения ни слишком много, хоть буквально они не отняты. Каждому Бог определяет свое стеснение, свою боль, свое бремя.


Христос видит этот тотальный эгоизм, и, соответственно, это тотальное беспокойство, боль, душевную пустоту, этот не только экзистенциальный страх и зовет людей к Себе.

Матф.11:28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

Матф.11:29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

Матф.11:30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Христос зовет к Себе всех, значит обеспокоены все. Но к Христу идут совсем не многие. Многие идут к психотерапевту.

Что же там в кабинете происходит? В сеансе психотерапии так называемый больной беседуя с врачом психотерапевтом, по сути, раскрывается, исповедуется ему. Человек ставит себя на один уровень с психотерапевтом. Этим самым он опускает себя до уровня другого человека. Это есть первый шаг, первое усилие к избавлению от эгоизма. Этот шаг угоден Богу и Бог ослабляет Свое давление на эгоиста. В результате приходит некоторое облегчение. С души уходят боль, страх, томление. Именно поэтому сеансы психотерапии успешны в какой-то степени.

Попытки психотерапевта найти в сознании или в подсознании человека причины так называемого заболевания, его младенческие бессознательные привязанности к отцу или к матери совершенно бессмысленны. Важен сам факт разговора. Лечит сам факт исповеди. Существование младенческих влечений к отцу и к матери – этих не более чем гипотетических схем, придуманных Фрейдом, научно, объективно так и не подтвердилось.

Групповая терапия – это тоже исповедь, но уже в группе, перед людьми. Это тоже ломка человеком своего панциря гордости и эгоизма. Это тоже угодно Богу. Это тоже ослабляет давление Бога на душу эгоиста. Функция врача заключается в том, что удерживать в группе в спокойную доверительную обстановку. Групповой терапией лечатся алкогольная, наркотическая зависимости, сексуальные нарушения и многое другое. Многое другое, что есть в человеке и что его тяготит – это есть то, чем Бог смиряет и теснит гордеца и эгоиста. Любая зависимость – это наказание за гордость и эгоизм. Начало лечения – исповедь перед другим – это и происходит в группе. Именно к этому призывает Учение Христа.

Иак.5:16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.

Именно это и делали иудеи отвечая на призыв Иоанна Крестителя.

Мар.1:5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

Именно это делают и сейчас душепопечители в некоторых христианских конфессиях.

Но почему же каждый человек – эгоист? Он таким рождается. Эгоизм новорожденного – это его нормальное естественное состояние. В этом нет никакой греховности. Только вот взрослея ребенку предстоит выбраться из скорлупы эгоизма. Неестественно и ненормально быть эгоистом в возрасте сорока лет. Возможно, что, наблюдая за младенцем, некоторые религиозные теоретики и стали утверждать о греховной природе человека. Детский естественный невинный эгоизм становится греховным эгоизмом взрослого, когда человек различает и себя, и ближних рядом, не принуждаем со стороны, понимая, что такое нужда, оставляет свое себе, если рядом есть нуждающийся.

Иак.4:17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

Трудно назвать младенца гордецом, но его поведение есть именно таким. Своим криком он ставит себя в центр семьи, в центр Вселенной. То есть, младенец одновременно и гордец, и эгоист.

В этом мире все люди эгоисты. И гордецы все. Вот только в чистом виде редко встречаются рафинированные эгоисты или рафинированные гордецы. В каждой человеческой душе в разных пропорциях замешаны оба эти качества – гордость и эгоизм. Бог смиряет человека за оба эти качества, если они управляют человеком.

1 Пет.5:5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Иными словами, Иисус говорит о том, что все люди – существа не смирившиеся, что гордецы и эгоисты – все и всем предстоит смириться. Человек должен слезть с пьедестала, на который он сам себя вознес, должен увидеть вокруг себя людей и стать с ними на один уровень.

Сеансы у психотерапевта, в реальности будучи исповедью, – это только первый шаг в этом лечении. А ведь есть еще шаги. А именно:

·         Научиться и принудить себя слушать и слышать других.

·         Заставить себя вникнуть в те обстоятельства, в которых находится другой.

·         Проникнуться чужой проблемой и чужой болью. Проникнуться до сочувствия, до сострадания, до соучастия.

·         Принять посильное участие.

·         Научиться быть таким, когда у самого есть проблемы.

·         Научиться быть таким, если человек в ответ на сочувствие, на соучастие не ответил добром. И, более того, в ответ на сострадание и участие ответил злом.

Это есть стиль поведения, образ жизни духовно зрелой личности. Если человек поднялся до такого уровня духовности, ему не придется обращаться к психотерапевтам. (Об этом больше здесь.) Если же человек не проявляет подобные усилия, ограничивается сеансами у психотерапевта, то беспокойство возвращается и сеансы нужны снова и снова. Такое лечение не более, чем паллиатив. В какой-то момент оно уже не приносит результата, оно – бесполезно.

Вывод. Человек должен и может лечить себя сам. Помощник ему в этом Христос. Путь к Христу – это путь к миру и покою, путь к себе. (Больше здесь)

Еще одно замечание.

Бытует мнение, что у самого психотерапевта в жизни все должно быть идеально выстроено, счастливые отношения, еще более счастливые дети, лучезарная улыбка на лице и каждый утренний завтрак словно срисован с рекламы апельсинового сока и хлопьев. Мол, какой же он тогда профессионал, если свою то жизнь не может устроить. Он же должен знать, как и отношения построить, и смысл существования найти, и любимую работу тоже. Это только по минимуму. В таком случае я сразу припоминаю одну метафору, которая мне очень нравится: неужели настоящий хирург только тот, который может себе вырезать аппендицит? Далеко не все консультанты по бизнесу сами занимаются предпринимательством, а спортивные тренеры являются чемпионами мира. Это может совершенно никак не влиять на их успешность и результаты их клиентов. (Источник здесь).

Это не просто подтверждение того, что в психотерапии есть проблема, – это капитуляция перед проблемой. Это свидетельство того, что психотерапия не понимает основ – природы личности человека и в лечении идет вслепую.

Психотерапевты сами ходят на лечение, на сеансы к психотерапевтам. Это и в среде врачей, и в обществе кажется нормальным. Но это ненормально. В данном случае самолечение – это не самому себе вырезать аппендицит. Почему же все-таки идут на прием к коллеге? Это потому, что разговор больного с лечащим врачом не равноценный. Больной исповедуется перед врачом, а врач перед больным – нет. Больной открывается, а врач так и остается в своей скорлупе эгоиста (он ведь такой же эгоист). Потому врач остается обеспокоенным в своей жизни. Потому он и нуждается в лечении, точнее, так называемом лечении. Больной в течение сеанса движим процедурой лечения, что есть исповедь, а врач движим деньгами. Но, увы, деньги не дают покоя.

Есть ли выход для психотерапии, как сферы деятельности? Да, есть. В психотерапии, как и в психиатрии объектом лечения, как и объектом исследования есть сознание человека. Но оно по сей день остается черным ящиком. Исследования эмпирические, методом проб и ошибок. Но проб и ошибок слишком много и свет в конце туннеля не виден. Библия же, Учение Христа предлагает вместо понятий сознательного и бессознательного, что есть абсолютный мрак, понятие души. Фрейд в плотную приблизился именно к библейскому понятию души, но дальнейшие исследования не последовали. Библейское понятие души раскрывает природу человеческой личности. В этом и есть выход для психотерапии.

В общинах, исповедующих Иисуса Христа или только называющих себя христианскими далеко не все верующие спокойные и уверенные, далеко не все верующие не обеспокоенные. Причиной этому есть то, что верующие не прониклись пониманием и исполнением заповеди «возлюби ближнего». Верующий еще в значительной степени наполнен мирским мировоззрением. Его эгоизм еще в нем весьма силен.

Если же пастор или лидер общины советует верующему пообщаться с психологом или психотерапевтом, то это значит, что община мертвая. Такая община только называется христианской, а в реальности – это мирское болото.

Ко всему испытания, то есть, боль, переживания, беспокойство, – бывают и у духовно сильных людей. Бог допускает. Но допускает для последующего взросления, а не просто так.

1 Кор.10:12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

1 Кор.10:13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.

Для верных Божьих людей это сродни тренировкам спортсмена, тренировкам экстремальным, на пределе возможного.

Какой выход для обеспокоенного современного человека прямо сейчас? Прийти ко Христу, или же годами заниматься суррогатным лечением у психотерапевтов.

#психоаналитик рупповая_терапия #психотерапевт #психотерапия #психоанализ #психолог,

Колесник Валерий

15.12.2017
Адрес блога



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий