О возможности повторного брака (1 Кор.7:15)
Иисус допустил для людей возможность повторного брака. Но также определил условие для того, кто вступает второй раз в брак. Брак для человека возможен если развод произошел по вине прелюбодеяния супруга или супруги, – по вине противной стороны. Единственная ли это возможность? Дает или нет следующий стих еще одно основание для повторного брака?
«Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.»
(1 Кор.7:15)
Вариант подстрочника:
«Если же неверующий отделяется, пусть отделяется; не порабощён брат или сестра в таковых; в же мире призвал вас Бог.»
1. Момент развода. Глагольное время глагола "связаны" («doulo/w» – порабощен, doulos, номер по словарю Стронга – 1402) – перфектное, совершенное. Также на изменение статуса указывает обстоятельство "в таком случае". То есть, в тот момент, когда неверующий принял окончательное решение оставить верующего, брат или сестра становятся свободны – становятся не порабощены. То есть, были порабощены и в момент развода становятся не порабощены.
2. Зависимость. От кого может быть зависим тот, кого оставили? Два ситуации:
А. Если же неверующий муж хочет развестись, пусть разводится; сестра в таком случае не связана.
Ситуация: муж неверующий, жена верующая. Если речь идет о какой-либо зависимости – психологической, имущественной или сексуальной, то жена вполне может быть зависимой до расставания и после расставания. Если же жена после расставания в этом плане независима, то по сути она не была зависима и до расставания. Получается, что обстоятельство "в таком случае" не уместно.
Б. Если же неверующая жена хочет развестись, пусть разводится; брат в таком случае не связан.
Ситуация: муж верующий, жена неверующая. Вполне возможно, что ни до, ни после расставания муж не был зависим от жены. Если же был зависим до расставания, то будет зависим и после расставания. Снова же обстоятельство "в таком случае" не уместно.
В этом стихе зависимость или некое порабощение между супругами не рассматривается.
3. Закон замужества. Каким образом соотносятся в этом стихе понятия муж и жена с одной стороны и идея порабощения?
Муж и жена порабощены законом замужества[1], а между собою связаны. Муж привязывается к жене законом. Также и жена привязывается к мужу законом. Человек может быть порабощен законом, который привязывает жену к мужу. Иудей был порабощен законом Моисея. Об єтом говорят следующие утверждения:
«Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе,»
(Гал.3:13)
«…Чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.»
(Гал.4:5)
Поэтому аргумент в пользу того, что греческое слово “doulo/w” не используется как средство описания семейных отношений, неуместен.
Отсюда следует что, если супруг (или супруга) оставляет верующего, то верующий с этого момента не порабощен законом замужества и свободен. То есть, свободен и для второго брака.
Если же ему верующему, оставшемуся одиноким, не разрешается соединится с кем-то, кто не бывшая супруга (или супруг), то это значит, что он все еще привязан, порабощен законом замужества. Это противоречит тексту. Такое порабощение создает человеческий придуманный закон.
4. «К миру призвал нас Господь». Что значит это утверждение? Исследователи Библии не всегда его комментируют.
Слово «ei'rh/nh» означает мир, безопасность, покой; часто благополучие (eirene, номер по словарю Стронга – 1515). То есть, верующий или верующая после развода возвращаются к миру. "К миру призвал нас Господь". Мир – это быть вне семьи. Забот у одинокого (или одинокой) значительно меньше чем у женатого (или замужней). Эта идея повторяется в следующих стихах и фрагментах.
«Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.»
(1 Кор.7:8)
«По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.»
(1 Кор.7:26)
«А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.»
(1 Кор.7:32-35)
Двадцать шестой стих комментируется ниже в приложении 2.
5. Контекст. В седьмой главе идея безбрачия повторяется в стихах 7, 8, 25-26, 27-35, 36-38, 40. Естественно, что эта идея контекстуально определяет суть слов «к миру призвал нас Господь». Апостол советует христианам не жениться и не выходить замуж. Оставаться безбрачными, но не для того, чтобы маяться от безделья, но для того, чтобы служить Богу, не отвлекаясь на семейные дела. Но апостол Павел также, как и Иисус советует это тем, кто может вести такой образ жизни. Учение Христа не предполагает, что все смогут так жить.
Более того, в миру существуют различные стереотипы противоположные идее безбрачия. В меньшей степени мужчины и в большей степени женщины стремятся найти партнера для совместного проживания или, еще лучше, супруга. Идею безбрачия в смысле Учения Христа не воспринимают даже в христианских общинах.
6. Безбрачие. В пятнадцатом стихе есть позволение на возможность повторного брака для христианина[2]. Но идея, пафос слов «к миру призвал нас Господь» делает подобную идею совершенно бессмысленной и неуместной. Развод дал христианину, который хочет служить Богу, свободу и возможность для служения. Бог дал верному мир, покой и облегчение от семейных уз. А верный будет смотреть на сложившуюся ситуацию, как на возможность снова влезть в кабалу семейных забот. Абсурд.
7.Свобода выбора. Для того, кто оставлен семейная ситуация изменилась. Он свободен от ушедшего и свободен от закона замужества. Если же ему верующему, оставшемуся одиноким, не разрешается соединится с кем-то, кто не бывшая супруга (или супруг), то это значит, что он все еще порабощен законом замужества, он все еще привязан к ушедшему супругу. Это противоречит тексту. Такое порабощение создает человеческий придуманный закон.
Тот, кто оставил супругу (или супруга) не имеет права на второй брак с кем-либо еще. И если на это его положение смотреть как на стеснение (а так многие и смотрят), то в соответствии с этим придуманным законом такие же последствия распространяются и на того, кого оставили. Но в действительности это не так. Оставленный может принять решение искать себе пару или нет. Ведь он не предпринимал никаких действий. Он не инициатор развода. Оставили его.
Христос верен Себе. Он и в этой ситуации предоставляет человеку свободу выбора.
8. Законничество. Бог не рекомендует, не советует снова вступать в брак тем, кто остался одиноким. А законники запрещают снова вступать в брак. Законники превращают Божью рекомендацию в человеческий запрет. Бог не лишает человека выбора, законники – лишают.
9. Неверный и неверующий. Следует помнить, что греческое слово «a#pistov» означает и неверующий, и неверный (apistos, номер по словарю Стронга – 571). А это значит, что уходящим может быть упорствующий язычник – буян, язычник тихий и даже лояльный к верующим и упорствующий в грехе христианин. Но после развода все они оказываются в статусе упорствующих грешников, в статусе неверных. Неверный ушел, другой свободен. Разрушившим семью может быть и тот, кто крестился, но на деле был неверен. Неверен не в смысле супружеских измен, а в смысле неисполнения заповеди любви – грубиян, пьяница или растратчик семейного бюджета. Но не имеет значения то, был ли неверный крестившимся или нет, оставшийся свободен.
В греческом языке чаще используется значение «неверный», а не «неверующий». Значение слова «неверный» более жесткое, чем «неверующий». «Неверующий» – это может быть «еще не уверовавший» и «язычник» – как бы вообще не имеющий отношения к морали и к нравственности.
10. Скрытый развод. Возможна ситуация, когда один супруг выталкивает из семьи другого.
Дома муж может быть дерзким, буйным, пьяницей, а на людях – набожный и любящий супруг. Семью разоряет, а не строит. На словах он верен жене и семье, но делом показывает, что ему жена не нужна. Как быть? Раз не любит жену, то пусть уходит. Но не уходит. Жене не оставлять мужа? Муж своими поступками утверждает, что он жену не любит и не хочет с ней жить. Выход из этой ситуации – жена может уйти от такого мужа. И дело не в том, кто выходил из дома или из квартиры. Муж разрушил семью своими поступками ранее. Жена в этой ситуации права. Люди могут видеть, что жена ушла и как бы разрушила семью, а Бог и жена знают, что разрушил семью муж. Слово «cwri/zw» означает – отделять, разделять, разводить, удалять, разлучать, отлучать (chorizo, номер по словарю Стронга – 5563). Дело не в уходе ногами, а в разделении семьи. Уход – это формальное дело. То есть, он дерзкий, своевольный, подлый, и если жена уходит от него, то разделил семью он, а не она. В таком же положении может оказаться муж.
Тот, кто изменил жене, своим поступком показал, что он не хочет жить с женой (или мужем) и, тем самым, отверг Божий план по воспитанию того, кто изменил. Измена только один из видов поступков, которым человек отвергает волю Божью. Такими поступками могут быть различные:
· Не обеспечивает сексуальные отношения.
· Груб, издевается, обижает.
· Ушел без объявления.
· Ушел грубо.
· Уходит к другой и приходит. Ходит сюда – туда.
Такими поступками человек отвергает волю Божью в отношении брака. То есть, 1 Кор.1:15 – это общий принцип. А измена только частный случай, выходящий из этого принципа. Измена только повод для развода. Подобные выводы справедливы и отношении женщины.
11. Терпение. Предоставленная возможность верующей жене уйти от нерадивого мужа – это не повеление разводиться, – это только возможность. Терпеть желательно как можно дольше. Терпеть и размышлять над тем, почему Бог допустил такой выбор. То, что Бог свел двух этих людей, не случайно. Также и муж не должен спешить разводиться при первом напряжении, которое возникло по вине жены. Естественно, что далеко не каждый может выдержать и жить в разрушенных семейных отношениях, в состоянии постоянного стресса. Далеко не каждый духовный супермен. Далеко не каждый может, постоянно пребывая в молитве и наполняясь силою Святого Духа, философски смотреть на все свои проблемы и терпеть. В какой-то момент силы уходят и уходит из семьи человек.
Апостол Павел пишет о том, что неверующий муж может уверовать под влиянием верующей жены. Также и неверующая жена может уверовать, имея перед глазами образец праведности в делах мужа. Но также и у верующего не все просто. Неверующий – это искушение для верующего. Неверующий может ввести верующего в грех: «…Худые сообщества развращают добрые нравы.» (1 Кор.15:33).
Уйти от неверующего может быть просто необходимо: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;» (Рим.16:17).
Ведь эти слова имеют отношение и к мужьям. Уходить верному или нет, это его выбор. И он должен быть честен перед собой и перед Богом. Для себя он должен решить, он уходит от невыносимых условий или по своему капризу, по своему необузданному желанию лучшего. Не есть ли грубость неверующего (даже если есть) только повод для ухода? Людей можно обмануть, но Бога – нет: «Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца.» (Прит.21:2).
12. Вынужденное безбрачие. В одиннадцатом стихе седьмой главы Господь повелевает тому, кто оставил супругу или супруга оставаться безбрачным.
«А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены [своей].»
(1 Кор.7:10).
Это повеление является дисциплинарной мерой для уходящего. Он разорвал брак, и поэтому он не имеет права на второй брак. Он нарушил волю Божью. Бог его стесняет этим запретом. И не имеет значения то, кто ушел – муж или жена, верующий или неверующий, иудей или язычник. Этот же принцип распространяется и на того ушедшего, о ком говорится в пятнадцатом стихе.
Конечно, сейчас в мире, да и в христианских общинах не обращают внимания на этот запрет. Человек разрушил семью и тут же создает другую. А может потом и третью и т.д. Господь попускает такие дела. Но таким образом человек совершает безусловный грех, – это путь в погибель.
13. Злоупотребления. В семье возможны злоупотребления. Муж провоцирует жену на скандал. Это повторяется достаточно долго, и жена уходит от мужа. Или жена ведет себя подобным образом. Люди видят одну картину, а Бог видит то, что происходит в действительности. Ответ же тому, кто творит подобное, предстоит держать перед Богом. Но чаще происходит так, что супруги отвечают на зло взаимно. В семье склоки, в которых нет праведных. Если такая семья разваливается, то уже ни один из супругов не имеет права на второй брак.
#Развод #предательство #измена #повторный_брак #пьяница #секс
[1] В этой книге раздел Учение Христа об основании брака.
[2] Из-за того вопроса ведутся бесконечные споры между конфессиями, но также и в конфессиях. Но духовный смысл этого стиха перекрывает эти споры и делает их неуместными.
Супружество. Здесь.
Где ты, любовь? Молчит тревожно звонок. Здесь.
О ревности. Здесь.
Последствия грехов родителей – страдания детей. Здесь.
Избранница для верующего тоже должна быть верующей. Есть ли такое требование в Библии? Здесь.
Христианская любовь. Что это? (1 Кор.13:4-8а). Здесь.
О безбрачии (1 Кор.7:36-38). Здесь.
Прерывание беременности. Что об этом говорит Библия? Здесь.
Учение Христа об основаниях брака. Здесь.
И примешь ты смерть от себя самого, или О родовом сознании израильтян. Здесь.
Семья – предпоследний этап. Здесь.
Прилично – неприлично, пристойно – непристойно. Здесь.
Лобзание святое. Это ж как? Здесь.
Секс до брака, или Отдаваться ли мужчине до свадьбы? Здесь.
Счастье, ты где? Здесь.
В чем тяжесть греха прелюбодеяния? Здесь.
Семья и Царство Небесное. Здесь.
Седьмая глава первого послания коринфянам. Здесь.
О единстве с Богом. Здесь.
От эрос к агапе. Здесь.
Сексуальное удовлетворение VS радость от Святого Духа. Здесь.
О влюбленности. Здесь.
Что значит верующей выйти замуж за неверующего. Здесь.
Что значит верующей выйти замуж за верующего. Здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий