Идея троицы – человеческая выдумка
1. Против идеи
Впервые термин «Троица» озвучил сирийский епископ Феофил Антиохийский (II век). С тех пор этот термин и идея троицы активно обсуждается в христианском мире. Большинство теологов приняли эту идею.
Так как в Библии нет определения троицы, то здесь приводится определение из Википедии:
Учение о Триедином Боге содержит три положения: 1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (Ипостаси, Личности): Отец, Сын, Святой Дух. 2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо. 3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.
И еще уточнение:
· Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит;
· Сын предвечно рождается от Бога Отца;
· Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца.
В этом определении используется термин «предвечно». Этот термин не имеет определения. И это есть то, из-за чего возникают сомнения в отношении идеи троицы.
В Новом Завете нет термина троица. Также нет идеи и понятия троицы.
В Новом Завете апостол Павел и в приветствиях в своих посланиях, и в завершающих пожеланиях вспоминает Бога-Отца и Господа Иисуса Христа. Святой Дух как третий в ряду божеств не упоминается, кроме как только в этом тексте.
2Кор.13:13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
Но здесь Святой Дух не рассматривается как источник благодати, а как средство ее передачи человеку и реализации для человека. Есть еще один текст, где перечислены три так называемые ипостаси троицы.
Матф.28:1919 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
Перечисление этих трех сущностей не свидетельствует о каком-либо их единстве.
Никогда и нигде Иисус в Своих молитвах не обращается к Святому Духу. Святой Дух не объявляется объектом поклонения. Иисус не учил обращаться в молитвах к Святому Духу. Иисус всегда в молитвах обращался к Отцу. Нигде в молитве апостол Павел не обращается к Святому Духу.
В Новом Завете есть утверждение «Бог есть дух», но нет утверждения «Дух есть Бог».
Написано:
1Иоан.5:7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
1Иоан.5:8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.
Текст «на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле:» – это поздняя вставка в текст Нового Завета. Достоверность этого текста сомнительная.
В следующем стихе Бог говорит о Себе во множественном числе.
Быт.1:26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
Но здесь не понятно о каком множестве говорит Бог. Нет оснований использовать этот факт, как подтверждение существования идеи троицы. Также не подтверждают идею троицы использование местоимений во множественном числе и в следующих стихах Быт.3:22, Быт.11:6-8, Ис.6:8-9.
2. Статус Иисуса. Божество
Иисус на земле, в течение своего служения, имел потенциал божества, возможности божества. О чем недвусмысленно говорит Новый Завет.
Кол.1:19 ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота,
Кол.2:9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
Кол.2:10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.
Свои возможности и статус божества Иисус не отрицал, поклонение принимал.
1Тим.3:16 И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
Но при этом Иисус подчеркивал и утверждал главенство Отца. Иисус все время указывал на статус Отца как на более высокий.
Матф.19:17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди.
Матф.24:36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;
Еф.4:6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
1Кор.8:5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
Иисус осознавал то, что Он не равен Богу.
Иоан.14:28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.
Равновелики ли Отец и Сын? С точки зрения материального мира они оба могут все, что может понадобиться совершать в материальном мире. Но может ли этот факт быть основанием для того, чтобы говорить об их равенстве? С сточки зрения духовного мира равновелики ли они? Какой у них там статус? Можно ли каким-либо образом измерить статус каждого из них? Действительно ли их равенство такое, что можно говорить о двух ипостасях, о двух проявлениях одной и той сущности? С этой точки зрения не имеет смысла говорить о каком-либо равенстве.
3. Против идеи. Продолжение
В Новом Завете есть такое утверждение.
Кол.1:15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
Следует помнить, понятия «прежде», «позже» имеют отношение к материальному, сотворенному миру. Время и материя – это атрибуты Вселенной, материального мира. Но в отношении духовного мира человек не может сказать ничего, так как этот мир закрыт для человека. О рождении Иисуса с точки зрения духовного мира нет смысла что-либо утверждать.
Следуя логике апологетов троицы, можно вывести и другие сомнительные понятия. В Библии есть основания говорить о четверице или о четыреедином Боге. Ниже приведены три цитаты, в которых упоминается Ангел Господень.
Быт.16:8 И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей.
Быт.16:9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей.
Быт.16:10 И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества.
Здесь Ангел дает обещания такие, какие может исполнить только Бог. И нет никаких подтверждений, что это говорит Иисус.
Исх.3:2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.
Исх.3:3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
Исх.3:4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!
Исх.3:5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
Исх.3:6 И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.
Здесь явившийся Моисею Ангел Господь объявляет о том, что он Бог.
Суд.6:12 И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!
Суд.6:13 Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: "из Египта вывел нас Господь"? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян.
Суд.6:14 Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя.
Исходя из того, что Ангел Господень называется Господом и из того, как Ангел Господень поступает, какие решения принимает и что обещает, вполне можно говорить, что это Господь Бог. А это дает основание заявлять, что Бог четыреединый, что по аналогии с троицей существует и четверица. Но зачем об этом говорить? В чем смысл такого понимания, как и понимания троицы? Утверждения о том, что Ангел Господень – это Иисус только предположения.
Никто не знает и не понимает такую субстанцию как Божий (Святой) Дух. Поэтому человек просто не может проводить какие-либо сравнения, противопоставления, сопоставления Святого Духа, Отца, Христа. Никто не может объяснить единство или разделение Отца и Христа на уровне субстанции, божественного вещества, составляющего Организм Отца или любого другого духовного существа. Поэтому разговоры о троице – это переливание из пустого в порожнее, – это фантазии.
4. Единство Бога и Иисуса то
Причины возникновения идеи Троицы – это непонимание сути единства духовных личностей. В частности, Бога-Отца и Христа.
Написано о единстве в одном духе.
1Кор.1:10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
Еф.2:18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
Еф.4:3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
Фил.1:27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,
Единство духовных существ в мыслях, намерениях, в отношении к Богу.
Если же говорить о единстве Отца и Иисуса, то вот оно проявляется следующим образом:
Сущность Отца, которая отразилась в Иисусе – это:
Любовь. Бог есть любовь. И Иисус есть любовь.
Фил.1:8 Бог - свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа;
2. Творение. Бог есть Творец и Иисус есть творец.
Рим.1:25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
Кол.1:16 ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано;
3. Жизнь на земле. Отец – источник жизни и Иисус – источник жизни.
Иоан.5:26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
4. Истина. Отец – источник истины и Иисус – есть истина.
Иоан.17:17 Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.
Иоан.14:6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Отец и Иисус едины по отношению к человеку, к творению, едины мыслями, мотивами, намерениями, делами.
Иоан.5:17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
Вторая причина возникновения идеи троицы – это непонимание того, что собой представляет взрослая духовная личность.
Написано.
Еф.4:13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
То есть, таким как Христос был по возможностям в своем земном служении, может быть любой верующий, взрослый духовно. Взрослая духовно личность может быть единой с Отцом так же как был един Христос. Если среди верующих, когда-либо живших или живущих на земле поднимется хотя бы один такой верующий, то он тоже будет единым с Отцом и со Христом. И как тогда быть с идеей троицы? Надо ее отменять и вводить идею четверицы. Но взрослых духовных личностей из числа земных людей может быть много еще и на земле. Оценку им Дает Отец или Христос. Христос первый из них.
Больше о единстве Отца и Сына можно прочитать здесь.
5. Ипостась
В христианском богословии и в самой христианской жизни прижилась идея троицы весьма крепко. Но эта идея привнесена в христианскую жизнь. Понятие троицы не раскрыто, не разработано ни в теологии и ни в христологии и, тем не менее, она используется уже в течение тысячелетий.
В связи обсуждением этого понятия также обсуждается идея является ли Святой Дух личностью. Это тоже тема, которую люди без оснований привнесли в христианскую жизнь. Для того, чтобы дискуссия о личности Святого Духа была продуктивной и результативной, надо иметь четкое определение того, кто такой Святой Дух, и что такое личность. Понятия «Личность» тоже нет в Новом Завете. В Новом Завете два раза встречается слово «ипостась», которое может быть переведено как личность. Но оно из-за своей многозначности никаким образом не может быть использовано как определение понятия «Личность». Надо иметь четкое библейское определение понятия личность и тогда можно будет сказать является ли Святой Дух личностью.
Но если же пользоваться интуитивным, общеупотребительным понятием личности: личностью является живое существо, которое имеет свободу принимать решения, реализовывать их и доводить до конечного результата, – то является ли Святой Дух таким существом? Написано:
Зах.7:12 И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа.
Как можно в этой ситуации отделить результат Божьего дела и присвоить только Святому Духу, если дело это творил либо Отец Небесный? Как можно результат разделить и приписать и Богу, и Святому Духу? Как может объединятся или разъединятся Бог-Отец и Святой Дух, если это одна и та же сущность.
Также и Иисус говорит:
Матф.12:28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
И в этой ситуации как можно разделить результат между Иисусом и Святым Духом? Иисус действует и получает некий результат и с точки зрения приведенного выше определения личности как раз Иисус и является личностью.
Иисус и Отец – есть одно из-за наполненности одним и тем же Святым Духом. Но функции у них разные. Хотя одно и то же действие они сделали бы одинаково. У них единство на духовном уровне, которого никто из людей детально не понимает. Это две сущности, две действующие личности, две совершающие личности, завершающие проекты.
Написано:
Деян.8:39 Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
Естественно, что на евнуха сошла некая частица божественной сути. И таких ситуаций было много, когда на уверовавших сходил Святой Дух. Но это сходил не сам Бог, который тоже есть Святой Дух, а сходили некие частицы или порции божественного естества. Эти частицы Святого Духа тоже не следует персонифицировать, если этого не делает Библия.
Несмотря на то, что и Отец, и Иисус содействуют во всем происходящем во Вселенной, традиционно христиане соотносят с этими именами различные свершения. Дела Иисуса как инициатора и исполнителя – это крест. Дела Отца как инициатора и исполнителя видны – творение. Это очень условное основание видеть их как личности, как ипостаси.
И Отец, и Иисус совершали свои дела Святым Духом (используя Святого Духа, посредством Святого Духа), но даже условно нечего соотнести с именем Святой Дух, что видеть Его как личность, как ипостась.
Есть конфессии, где Святому Духу придается чрезмерное внимание. Ему молятся, Ему воздают хвалу. Но в Новом Завете нет примеров молитв ко Святому Духу. Ко Святому Духу ни апостолы, ни авторы посланий не обращались в молитвах. В Новом Завете Святому Духу не поклоняются и не воздают хвалу. Люди в некоторых конфессиях умудрились из Святого Духа сделать идола. Сделали идолом атрибут Бога. Это все равно, что, общаясь с человеком, разговаривать с его рукой или с его ногой. Сатана изощряется, старается хоть как-то отвратить людей от Бога.
В Новом Завете именно Бог рассматривается как источник благодати и благословений, а не Святой Дух.
Лук.18:19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
Еще написано:
1Кор.15:28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.
Не написано, что вместе с Сыном и Святой Дух покорится Богу. Да потому, что Сам Отец – это есть Святой Дух.
Вывод
Идея троицы построена на догадках, предположениях, размытых понятиях. Библия не подтверждает ни одно из человеческих предположений. Возникают закономерные вопросы.
Что дает идея троицы? В чем ее познавательный эффект? В чем ее методическая помощь? Не существует ответов.
Идея троицы не библейская и не имеет смысла каким-либо образом ее использовать.
#троица #Сын #Отец #Святой_Дух #идея_троицы
Валерий Колесник
01.08.2025
Комментариев нет:
Отправить комментарий