Стратегия блога

Стратегия блога 1. Вернуть христианству позитивный образ. Отделить от Учения Христа то, что принесло законничество и конфессионные вероучения. Учение Христа вместо религиозности. 2. Показать тотальное действие Бога через социальные законы, действующие в обществе. Учение Христа вопреки эволюции и материализму. 3. Продвинуть идею автономных общин. Вопреки организованным конфессиям. 4. Показать Библию как источник ответов на сложные житейские вопросы. Вопреки внутриконфессионному законничеству. 5. Вернуть людям этическую систему Христа. Вопреки секулярным этическим кодексам.

От эрос к агапе

 

От эрос к агапе

Ниже по тексту будет идти речь о влюбленности и о любви между мужчиной и женщиной. Бог привязывает одного человека к другому влюбленностью[1]. Бог сначала обращает внимание человека на того, в кого человек влюбится, а затем и разжигает в нем страсть. Взаимная влюбленность удерживает двоих, чтобы они не разбежались.

Во влюбленности мужчины в женщину нет никакой его заслуги. Если влюбленность привела к созданию семьи, то пока есть влюбленность, должна быть развита взаимная любовь агапе. Любовь агапе в отличии от влюбленности развивается по выбору человека.

Если речь идет о муже, то он сам принимает для себя решение в отношении жены:

  • Ты самое дорогое для меня существо.
  • Ты лучше меня.
  • Я перед тобой смиряюсь.
  • Я буду о тебе заботиться.
  • Я буду стараться тебе угождать и т.п.

То, что муж будет любить жену любовью агапе – это его личный моральный выбор. Он никем и ничем к этому выбору не принуждаем.


В древнегреческой системе категорий существовало несколько понятий или видов любви – эрос, сторге, филео, агапе, мания. Об этом можно прочитать здесь[2]. В Новом Завете есть определение любви агапе:

 

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает,…»

(1 Кор.13:4-8)

 

Объяснение.

·         Долго терпит. – Терплю ее выходки. Терплю, когда выбираю сделать, что мог бы любой. Терплю, когда делаю ее работу. Терплю, когда раздражен. Терплю, когда ей угождаю. Терплю, когда командует. Мотив: терплю, Господи, потому, что она рядом по Твоей воле. А я не собираюсь Тебе противится. Плотское существо не терпит.

·         Проявляет добро. – То есть, активно делает ближнему добро. Не просто доброе отношение в душе. Угождает: «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.» (Рим.15:2). Ищет делать добро: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.» (Гал.6:10). Мотив: делаю добро, потому, что Ты Господи делаешь постоянно добро для меня.

·         Не завидует. Мотив. Не помнить об отчете. Плотское существо завидует.

·         Любовь не превозносится (не хорохорится). – То есть, не принижает ближнего, не возвышается над ближним. Мотив. Не превозношусь, потому, что Ты Господи очень быстро можешь меня принизить. И принизить в ее глазах. Плотское существо превозносится над ближним.

·         Не гордится (не надувается). – Не тщеславится, не проявляет амбиции. Это тоже, что и “не превозносится”. Мотив: если горжусь чем-либо, значит горжусь перед Тобой Господи. Не останусь не наказанным.

·         Не бесчинствует. – Не ведет себя непристойно, безобразно. Мотив: бесчинство против нее – это бесчинство против Господа. Ты Господи очень быстро меня угомонишь, призовешь к порядку. Плотское существо бесчинствует, ведет себя безобразно. Пьянство. Публичные скандалы.

·         Не ищет своего. – Не эгоистична. Мотив: если использую ее, значит использую и Тебя Господи.  Ты же такого не потерпишь, я не останусь не наказанным. Плотское существо – эгоист, все для себя, других использует.

·         Не раздражается. – Не возбуждается, раздражается, озлобляется, гневается. Мотив: если раздражаюсь в ее адрес, значит я недоволен и Тобой Господи. На Твою любовь я отвечаю недовольством. Ты же такого не потерпишь. Я не останусь не наказанным. Плотское существо раздражается, гневается, легко возбуждается.

·         Не мыслит зла. – Не замышляет зла.

Мотив: если я замышляю зло против нее, значит я замышляю зло и против Тебя Господи. Трудно представить, сколько в таком случае меня ждет неприятностей: «Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь.» (Зах.8:17). Плотское существо замышляет зла, о зле думает.

·         Не радуется неправде. – Не радуется, когда человек согрешает, когда кого-то обижают. Мотив: если радуется, то радуется тому, что Бог осуждает. Бог научит человека тому, что есть зло на его собственной шкуре. Плотское существо злорадствует, когда кто-то согрешает.

·         Сорадуется истине. – Радуется, когда человек живет в святости, когда выстоял перед искушением и не согрешил. Мотив: если радуется истине, то радуется тому, чему и Бог рад. Плотское существо злорадствует и осуждает праведника.

·         Все покрывает. – Все выдерживает, переносит, терпит слабости ближнего. Переносит бесконечные обиды и извинения. Иосиф умолчал о грехе Марии. Великодушен.

Плотское существо обращает внимание на мелочи в поведении, упрекает по мелочам. Делает замечания по мелочам. Требует извинений или даже наказаний за мелочи. Никому ничего не прощает.

Мотив: я покрываю проступки ее потому, что Бог покрывает мои проступки: «Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное.» (Ис.57:16).

 

«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его;»

(Пс.102:8-11)

 

·         Всему верит. – То есть, верит в то, что говорят. Но узнав о делах, свои представления корректируют с учетом того, что делают, а не говорят. Жена верит мужу в то, что он обещает. Также и муж жене. И не верят, когда есть уже явные дела. Иов верил в то, что говорили о Боге, но потом и узнал на практике. Его вера уже не нужна. Мотив: я верю обещаниям потому, что Бог верит моим обещаниям. Плотское существо никому не верит, всех считает плохими, злыми, подлыми и т.п.

·         Всего надеется. – Всегда ждет от ближнего лучшего. Мотив: я надеюсь на лучшее потому, что Бог надеется на лучшее. Плотское существо не надеется ни на что хорошее, но живет иллюзиями. Все и всех ругает. Всем недовольно.

·         Все переносит. – Все терпит. Боль стеснение от ближнего. Мотив: я терплю потому, что Бог терпит меня. Прощает и прощает. Плотское существо не переносит и не терпит. Душа изнежена, капризная, несдержанная.

·         Любовь есть всегда. – То есть, не меняется от ситуации. Не любит за что-то. Мотив: Бог меня любит так, не за что-то. Плотское существо: Не постоянно в любви. Переменчиво. Любит по ситуации. Чуть что не по его, уже не любит.

Любовь не перестает – это значит, что духовное существо движимым любовью агапе независимо от ситуации, независимо от того, как ведут себя ближние, независимо от того, какое у него настроение.

В сознании мирского человека остается установка: «Вот если она так будет поступать, то и я таким буду». Но это ложная установка. Духовные рост верующего – это рост самостоятельный. На Небеса будет уходить не семья, а каждый сам по себе. Верующий должен менять свою душу самостоятельно, воспитывать в своей душе чувство любви агапе независимо от того, как ведут себя ближние. Если плоды терновника остаются кислыми и терпкими независимо от ухода, от почвы, от погоды, от высоты куста, так ягоды малины остаются сладкими независимо от погоды, от урожая, от ухода, от почвы, на которой растет куст. Как ягоды никогда не меняют свою природу, так и душа христианина должна быть наполнена любовью и такой она должна оставаться всегда. Или вот сравнение из Библии, но в негативном смысле: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер.13:23). Как барс не может стереть с кожи пятна, так и христианин всегда остается милосердным, сдержанным и т.п. Как пепел Клааса стучал в душе Уленшпигеля, так дух человека должен стучать в его душе: «Я должен ей, а она пусть живет себе так как хочет». Вот что значит «любовь не перестает».

Если жена делает зло, то не следует отвечать на зло ни в каком случае.

 

«Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.»

(Рим.12:18-21)

 

Мотив поведения должен быть такой: «Господи, Ты ее воспитывай. Ты мне ее дал, Ты ее и меняй, улучшай, исправляй, смиряй.» Труд над душой ближнего пусть совершает Господь.

 

«Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,»

(Пс.36:3-5)

 

У Господа воспитание получится лучше. Господь воспитывает человека совершенным образом.

 

«Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.»

(1Пет.5:6-7)

 

Такое отношение к ближнему и есть смирение своей души перед Богом.

Вот еще одно определение любви агапе:

 

«…Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,»

(Еф.5:23-29)

 

Этот стих есть определение любви агапе. А именно, питает и греет. Такая же мотивация для воспитания любви агапе должна быть и у жены по отношению к мужу. Такая же мотивация для воспитания любви агапе должна быть и у верующего по отношению ко всякому его ближнему.

Как мужчине, так и женщине необходимо преодолеть свой эгоизм и научиться любить другого как самого себя, как свое тело. Свое тело любят без оговорок типа: «Пусть сначала она, а потом я». Свое тело любят несмотря на обиды, несмотря на свою усталость или занятость.

«…Чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,» (Тит.2:3,4). То есть, жена может не любить мужа и ей Учение Христа повелевает научиться любить его. То есть, либо ушла влюбленность, либо брак был принуждением, либо другие какие-то обстоятельства свели их вместе. Греческое слово «филео», которое обозначает дружескую любовь, любовь-заботу, предполагает отчасти и собственные усилия. То есть, такая любовь – это результат и собственных усилий.

В отношениях между мужем и женой есть своеобразная диалектика: любишь – больше познаешь, познаешь – больше полюбишь.

Любовь агапе – это забота, уважение, – это готовность делать добро. Такой любовью Бог любит человека.

 

«И в пустыне сей, где, как ты видел, Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути, которым вы проходили до пришествия вашего на сие место.»

(Втор.1:31)

«О Вениамине сказал: возлюбленный Господом обитает у Него безопасно, Бог покровительствует ему всякий день, и он покоится между раменами Его.»

(Втор.33:12)

«Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе;»

(Исх.19:4)

«Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих,»

(Втор.32:11)

«Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им.»

(Ос.11:4)

«…С избытком даст тебе Господь Бог твой успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей; ибо снова радоваться будет Господь о тебе, благодетельствуя [тебе], как Он радовался об отцах твоих,»

(Втор.30:9)

 

Так хорошая мать любит своего ребенка. Любит его только потому, что он есть, а не за что-то. Так любят малые дети родителей. Любят просто потому, что они родители, а не за что-то. Мирской человек сначала находит в ближние положительные качества, а потом за них любит ближнего. Духовная личность любит ближнего, и при этом пытается найти в нем положительные качества. И если не находит, то не сильно огорчается. Негативные качества не отталкивают (если они не очень негативные).

Агапе никогда не отторгает ближнего. Как не отторгает свою руку человек. Всегда заботиться, жалеет, сожалеет, не ругает, терпит, снисходительна. Всегда пытается понять, войти в положение или оправдать проступок другого.

Это есть те высокие стандарты любви, которые заповедал Христос человеку. Такой любовью Бог любит каждого человека. Такой любовью человек должен любить каждого своего ближнего: «Все у вас да будет с любовью.» (1 Кор.16:14).

Все виды человеческой любви – это только аспекты и оттенки любви Бога к человеку.

 

«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» (Матф.22:37-40)

 

Если человек в своих поступках постоянно движим эрос, то он разжигает и усиливает свою плоть. При этом дух может быть заглушен. Если человек в своих поступках постоянно движим духом, то он усиливает душу. При этом плоть может быть заглушена. Каждый из этих видов любви может быть усилен или приглушен объектом страсти: тем, кого любят. Если и приглушен, то не совсем. Последнее слово все равно за Господом.

Тот, кто движим агапе ждет ответа, но для него это ожидание не критично. Если нет ответной любви, то служение не прекращается. Точно также агапе может меняться от очень слабой, до очень сильной. Прибежище агапе – дух. Отдача для агапе может быть многофакторной и различной силы. Степень отдачи может быть разной:

  • Готов отдать многое, но не отрывая от себя, не жертвуя – по остаточному принципу.
  • Готов жертвовать ради другого чем угодно.
  • Готов пожертвовать и жизнь.

Тот, кто движим эрос, ждет ответной любви. Но это гордость ждет оправдания, одобрения. Эрос может меняться от слабой, еле действующей, до очень сильной. Уровни ожидания для эроса тоже могут быть различными:

  • Получить хоть что-нибудь.
  • Получить всего и много.
  • Получить всю или убью.

Прибежище эрос – плоть.

Любовь обеих видов вкладывает в душу человеку Бог. Каждый из этих видов любви может быть разной силы. Господь может разжигать факторы по своему усмотрению. Незначительный фактор в личности того, кого любят, Господь может сделать очень привлекательным или наоборот.

Секс в семейных отношениях дан Богом. Сексуальные отношения – это дар Божий супружеской паре. Они о нем не просили у Бога. Это как бы естественно, само собой получается. Секс предназначен для удержания мужа и жены вместе и развития любви агапе. А вот любовь агапе – это результат личного выбора, – это результат труда души и у мужа, и у жены.

Когда двое начали жить вместе, то плотские страсти должны быть погашены. Напрягаться потребуется обоим: и жене, и мужу. Если любви-агапе нет, то ее надо развить, если она есть, то её надо усилить. Развивают её и усилием воли, и упованием на Христа. А Христос поможет. Такой любовью обладают сильные натуры. А такими становятся, такими вырастают.

Жена не должна манипулировать мужем, используя его потребность в сексе. Манипулирование – это властвование, а Учение Христа не позволяет женщине властвовать: «…А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.» (1Тим.2:12). Это есть противление воле Божьей. Отношения, в которых жена являет нежность (или просто «дает») только в ответ на подарки, на «хорошее» поведение, – ненормальное поведение жены. Она ставит себя в положение проститутки. Соответственно, муж не должен ей подыгрывать в таком ее поведении. Два процесса в семейной жизни: повседневная взаимная материальная и финансовая взаимопомощь и регулярная сексуальная жизнь семейной пары, – должны быть независимы. Также и муж не должен относится к жене как к рабыне, а она не должна ему в этом подыгрывать.

Мотив любви мужа к жене: Господи, Ты сблизил нас на добро для нас обоих. Бог нас сблизил, а я принимаю Его волю, потому, что это совершенный Божий дар: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.» (Иак.1:17). Если принимаю, то Святой Дух мне помогает.

#Эрос #агапе #влюбленность #ответственность #забота #воля #усилие_воли


[1] Смотри дальше «О влюбленности».

[2] Агапэ [Электронный ресурс]: Материал из Википедии. Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Агапэ (дата обращения: 08.11.2021)

Колесник Валерий

21.04.2020

Похожие тексты

Супружество. Здесь.

Где ты, любовь? Молчит тревожно звонок. Здесь.

О ревности. Здесь.

Последствия грехов родителей – страдания детей. Здесь.

Избранница для верующего тоже должна быть верующей. Есть ли такое требование в Библии? Здесь.

Христианская любовь. Что это?
(1 Кор.13:4-8а). Здесь.

О возможности повторного брака (1 Кор.7:15). Здесь.

О безбрачии (1 Кор.7:36-38). Здесь.

Прерывание беременности. Что об этом говорит Библия? Здесь.

Учение Христа об основаниях брака. Здесь.

И примешь ты смерть от себя самого, или О родовом сознании израильтян. Здесь.

Семья – предпоследний этап. Здесь.

Прилично – неприлично, пристойно – непристойно. Здесь.

Лобзание святое. Это ж как? Здесь.

Секс до брака, или Отдаваться ли мужчине до свадьбы? Здесь.

Счастье, ты где? Здесь.

В чем тяжесть греха прелюбодеяния? Здесь.

Семья и Царство Небесное. Здесь.

Седьмая глава первого послания коринфянам. Здесь.

О единстве с Богом. Здесь.

Сексуальное удовлетворение VS радость от Святого Духа. Здесь.

О влюбленности. Здесь.

Что значит верующей выйти замуж за неверующего. Здесь.

Что значит верующей выйти замуж за верующего. Здесь.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий