Библейское определение физической человеческой жизни. Начало и конец
В Библии нет определения понятий «человеческая жизнь» и «человеческая душа». При этом жизнь человека и его смерть часто упоминаются в сочетании с пребыванием или отсутствии в нем души или духа. Определение того, что есть человеческая жизнь будет проведено ниже как раз посредством анализа сочетаний этих понятий.
В Библии нет определения понятия «души» как явления, как феномена и нет структурного определения, но есть функциональное определение.
Дух – это неотъемлемый компонент души. Если существует в каком-то виде душа человека, то существует и дух человека. Поэтому фразы «вышел дух» и «вышла душа» – взаимозаменяемы. Также взаимозаменяемы фразы «вошел дух» и «вошла душа».
Человек – одушевленное существо. Рождение
Бог соединил тело человека и его душу. Иными словами, одел душу человека в человеческое тело и в результате, человек начал жить.
Быт.2:7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
Было человеческое тело – по сути прах. Но Бог вложил в тело душу и тело стало живим существом.
3Цар.17:21 И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!
3Цар.17:22 И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил.
И снова, человек начал жить, когда Бог соединил тело и душу человека.
Ис.42:5 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.
В Новом Завете тело рассматривается в качестве оболочки, в которую упакована душа.
2Кор.5:1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
Здесь «земной дом», «хижина» – это человеческое тело.
2Кор.5:2 От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
2Кор.4:6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
2Кор.4:7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам.
Здесь «глиняный сосуд» – это человеческое тело.
2Кор.4:16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
Здесь «внешний человек» – это человеческое тело.
Фил.1:22 Если же жизнь во плоти [доставляет] плод моему делу, то не знаю, что избрать.
Здесь «жизнь во плоти» – это жизнь в человеческом теле.
Человеческое существо – это организм (плоть, физическое тело), имеющий душу. Но дальнейшие сопоставления показывают, что душа есть нечто более важное, чем тело.
Матф.10:28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
Христос учит тому, что по сравнению с душой, к телу должно быть отношение как к чему-то менее важному.
Матф.18:8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;
Матф.18:9 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.
И еще.
Матф.16:25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;
Матф.16:26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
Несмотря на установленный более высокий приоритет души, можно говорить о существовании симбиоза организма (плоти, тела) человека и души человека. Это взаимное существование видит только Бог в отличии от человека. Притом помещение души в человека и извлечение души из человека тоже производит только Бог. Именно поэтому, из-за такого симбиоза, в Библии фразы «количество душ» и «количество людей» — взаимозаменяемые.
Земной человек, которого Бог видит, как душу живую, начинается с первого вдоха младенца, с его первого крика. Начало сердце качать кровь человеку по его сосудам, ударил первый пульс, значит человек живой и в человеке душа, и в человеке его дух.
Человек – одушевленное существо. Жизнь
Вот еще свидетельства симбиоза души и тела.
Деян.20:9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
Деян.20:10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.
Душа в нем – это значит, что он жив. Вот почему присутствующие могли не тревожиться.
Иер.39:18 Я избавлю тебя, и ты не падешь от меча, и душа твоя останется у тебя вместо добычи, потому что ты на Меня возложил упование, сказал Господь.
То есть, человек останется жив.
Иер.21:8 И народу сему скажи: так говорит Господь: вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти:
Иер.21:9 кто останется в этом городе, тот умрет от меча и голода и моровой язвы; а кто выйдет и предастся Халдеям, осаждающим вас, тот будет жив, и душа его будет ему вместо добычи;
Прямая связь между жизнью и пребыванием души в теле человека, на которую указывает Господь.
Быт.35:18 И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином.
И снова прямая связь между пребыванием души в теле и жизнью тела.
1Пет.3:18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
Вместе с духом в тело вернулась душа и в результате вернулась жизнь.
Иер.10:14 Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа.
То есть, в истукане нет духа, значит нет и души и он не живой.
Иез.37:8 И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.
Иез.37:9 Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут.
Иез.37:10 И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище.
Иез.37:13 И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших,
Иез.37:14 и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь.
Зах.12:1 Пророческое слово Господа об Израиле. Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него, говорит:
Бог через пророка говорит о том, что некий Божий дух вложит дух в неживые тела, то есть вложит и душу. И в результате эти тела оживут.
Еккл.12:7 И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.
Пс.145:4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
То есть, вышел дух, значит и душа его ушла.
Пс.103:29 скроешь лице Твое - мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются;
Пс.103:30 пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли.
В предыдущих стихах снова видна прямая связь между душой, чьей компонентой есть дух, и жизнью человека.
Человек – одушевленное существо. Смерть
Смерть земного человека – это разделение души и тела.
Иак.2:26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
Нет духа, это значит, что нет и души, значит тело мертво, значит нет жизни.
Иов.34:14 Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, -
Иов.34:15 вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах.
Снова идея, подобная предыдущей: нет духа, это значит, что нет и души, значит тело мертво, значит нет жизни.
Быт.35:18 И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином.
Быт.35:19 И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем.
Уходит душа, человек умирает, нет жизни.
Быт.35:29 И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью; и погребли его Исав и Иаков, сыновья его.
Ушел дух вместе с содержащей его душой.
Пс.103:29 скроешь лице Твое - мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются;
Пс.103:30 пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли.
Хоть дух и душа в человеке не одно и то же, связь между ними видна безусловно. Если нет духа, значит нет души, значит нет жизни. Соответственно, нет души, значит нет духа и нет жизни. Соответственно, нет жизни, значит нет души и нет духа.
Душа и дыхание
Существует свидетельство пребывания души в теле человека. Таким свидетельством есть процесса дыхания собственными легкими. Если дыхания нет, то нет и души. Если нет души, то нет и дыхания. С этой точки зрения фразы «есть дыхание» и «есть душа» взаимозаменяемы. Также взаимозаменяемы фразы «нет дыхания» и «нет души».
Иов.34:14 Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, -
Иов.34:15 вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах.
Ис.57:16 Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное.
Иными словами, изнеможет, соответственно, и всякая душа, – изнеможет и всякий человек.
Нет в идоле дыхания, значит нет души. Нет души, значит нет жизни.
Авв.2:19 Горе тому, кто говорит дереву: <встань!> и бессловесному камню: <пробудись!> Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет.
Нет в истукана дыхания, значит нет души, значит он не живой.
Быт.7:21 И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;
Быт.7:22 все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
Здесь «дыхание духа жизни» – дыхание живого существа.
Еккл.3:19 потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета!
Иов.27:3 Что, доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих,
Процесс дыхания собственными легкими отмечает начало и конец человеческой жизни, то есть, отмечает, соответственно, начало и конец пребывания души в человеке.
Душа и кровь
Кровь, которая циркулирует благодаря собственному сердцу, – это тоже знак, свидетельство того, что в человеке есть душа. Кровь ушла, значит ушла и душа. Но если душа ушла, то не обязательно и кровь уходит. Человек может быть задушен: душа ушла, а кровь осталась в теле. Душа Иисуса на кресте ушла, а кровь ушла, только когда тело проткнули копьем.
Современный технический прогресс позволяет продлевать жизнь человека в плане обеспечения жизни. В каких-то случаях могут возникать вопросы в отношении пребывания души, но принцип не меняется.
Несмотря на то, что сказано Богом в начале существования человеческого рода, душа не в крови человека, а пребывает вместе с кровью в человеке как свидетельство жизни.
Быт.9:4 Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;
Быт.9:5 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его.
Многократно упоминаемая в Ветхом Завете процедура окропления завершает отделение человека от мира или искупление человека от греха. Перед этой процедурой всегда приносилась жертва – животное.
Если в тело человека перелили кровь другого человека, то душа осталась та же.
Не следует пытаться искать душу в крови на физическом или мистическом уровне. Душа – это духовная сущность, – это субъект духовного мира.
Лев.17:13 Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею,
Лев.17:14 ибо душа всякого тела [есть] кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится.
Подобными повелениями Бог учил человека трепетному отношению к чужой крови. Это для того, чтобы такое же трепетное отношение было и к чужой душе, – это для того, чтобы такое же отношение было и к чужой жизни.
Используя на Вечере Завета вино как метафору крови, Иисус указал на будущее. Вино, которое христиане принимают по воскресеньям как кровь завета, свидетельствует о том, что Тело Христово живет. И до тех пор, пока Тело будет наполняться этой кровью, пока в Теле будет циркулировать эта кровь, до тех пор будет существовать Тело Христово: Церковь.
Смысл человеческой жизни
Смысл земной человеческой жизни можно понять только в том случае, если понятен смысл, цель человеческой жизни в контексте духовного мира. С такой точки зрения смысл человеческой жизни в том, чтобы определиться: быть человеку с Богом или отвергнуть Бога.
Деян.17:26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,
Деян.17:27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:
Человеку предстоит сделать выбор. Притом выбор лучше сделать в пользу Бога: быть с Богом. Вот за этот выбор и спрашивает Бог человека начиная с момента рождения.
Фраза «От утробы», что часто повторяется в Библии, предполагает жизнь младенца с момента рождения, но не в утробе.
Пс.21:10 Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.
Пс.21:11 На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты - Бог мой.
Перевод этого же текста по версии Меир Левинов ниже:
Пс.22:10. Ты воспринял меня из чрева; Ты хранил меня у груди матери моей.
Пс.22:11. На Твоем попечении я был от рождения; Ты был мне Богом от чрева матери моей.
Отношения у человека с Богом начинаются от утробы, то есть, с того момента как младенец отделился от утробы матери. То есть, как личность человек живет, начиная с момента рождения.
Пс.70:6 На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет.
Иов.31:18 Ибо с детства он рос со мною, как с отцом, и от чрева матери моей я руководил [вдову].
Деян.3:2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
Спрос Бога с человека как с личности начинается с момента рождения.
Пс.57:4 С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь.
Ис.48:8 Ты и не слыхал и не знал об этом, и ухо твое не было прежде открыто; ибо Я знал, что ты поступишь вероломно, и от самого чрева [матернего] ты прозван отступником.
Бог заботиться о человека от его рождения.
Ис.44:2 Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный Израиль, которого Я избрал;
Ис.44:24 Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю,
Ис.46:3 Послушайте меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева, принятые [Мною] от чрева, носимые Мною от утробы [матерней]:
Ис.49:5 И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой - сила Моя.
Пс.21:10 Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.
Пс.21:11 На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты - Бог мой.
Бог избирает человека для служения от его рождения.
Суд.13:5 ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян.
От чрева, но не в чреве.
Ис.44:2 Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный Израиль, которого Я избрал;
Ис.49:1 Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое;
Лк.1:15 Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей;
Гал.1:15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил.
Заключение
Анализ не дает полного, достаточного и завершенного определения человеческой жизни, но позволяет установить некоторые ориентиры, которые позволяют сузить и уточнить понятие человеческой жизни, а именно:
· Существует симбиоз души и тела.
· Симбиоз существует от момента рождения человека до его физической смерти.
· Циркуляция собственной крови – это свидетельство того, что человек живет и душа его в нем.
· Функционирование собственной дыхательной системы – это свидетельство того, что человек живет и душа его в нем.
P.S. В Библии нет ясного и безусловного подтверждения того, что душа человека соединяется с телом человека в момент его зачатия. Также в Библии нет косвенных или образных подтверждений того, что душа человека соединяется с телом человека в момент его зачатия. Но в Библии есть косвенные и метафоричные подтверждения того, что душа человека соединяется с телом человека в момент его рождения.
#физическая жизнь #дух #душа #смерть
Колесник Валерий
27.04.2019
Комментариев нет:
Отправить комментарий